Внимание студентов 2 и 3 курса! 23 июня защита курсовых работ у бакалавриата

23 июня 2022 г. в 11.00 состоится защита курсовых работ студентов 2 и 3 курса очной и заочной форм обучения по направлению подготовки «Практическая теология Православия» (бакалавриат).

Согласно «Методическим рекомендациям для студентов по подготовке курсовых работ…» курсовая работа, оформленная и доработанная по замечаниям научного руководителя, сдается на кафедру за 14 дней до защиты. После ознакомления с отзывом научного руководителя проректор решает вопрос о допуске студента к защите. В оставшееся время студент имеет возможность внести в работу изменения в соответствии с рекомендациями, высказанными в ходе предварительной защиты.

При себе необходимо иметь завершенную курсовую работу на электронном и бумажном носителях, а также справку о проверке на заимствования в системе «Антиплагиат ВУЗ» (из учебного отдела семинарии).

Процедура защиты курсовой работы (КР) происходит следующим порядком:

  1. Сообщение автора исследования о содержании работы (6-7 минут).
  2. Вопросы к автору работы и его ответы.
  3. Выступление научного руководителя.
  4. Выступления присутствующих на защите.
  5. Заключительное слово выпускника (2-3 минуты). Здесь студент может сказать о том, чем привлекла его именно эта тема, что было особенно интересным в процессе выполнения исследования и т.д. Правила публичной защиты требуют поблагодарить научного руководителя (возможно, кого-то еще) за чуткое руководство, время и терпение, которые были уделены в процессе выполнения работы.

Выступление

  • Вступительное слово должно быть заранее продумано, желательно изложить его письменно в форме тезисов.
  • Текст выступления традиционно начинается со слов «Ваше Высоко Преосвященство, уважаемые члены комиссии, уважаемые присутствующие, позвольте представить вашему вниманию курсовую работу на тему…».
  • Текст можно читать. Однако, если студент, не отрываясь, зачитывает текст выступления, этот производит неблагоприятное впечатление. Поэтому текст нужно хорошо знать для визуального общения с аудиторией. Закончить выступление лучше словами «Спасибо за внимание, у меня все. Какие будут вопросы?». Этим показывается, что можно переходить к следующему этапу.
  • Выступление, рассчитанное на 6-7 минут, составляется на основе введения, выводов по главам и заключения. Следует подчеркнуть новизну темы или методов исследования, апробацию результатов, область дальнейшего практического применения материалов работы, возможные направления последующей научной разработки проблемы. Вся информация, которая прозвучит в выступлении, должна быть идентичной той, которая содержится в курсовой работе: содержать ту же терминологию, раскрывать те же задачи.

Изготовление иллюстративных материалов, используемых в процессе защиты

  • Это могут быть фотографии, иллюстрации, копии уникальных документов, схемы, графики, дающие наглядное представление о специфике проведенного исследования.
  • Компьютерный вариант презентации материалов выполняется средствами программы MS Power Point шрифт-Arial, размер не менее 16, выдержан в деловом стиле.

Вопросы и ответы

  • Продумывание ответов на замечания, содержащихся в заключении рецензента.
  • Студент должен ответить на все критические замечания рецензента и обосновать свою позицию по тем вопросам, в трактовке которых он с замечаниями рецензента не согласен.
  • Затем необходимо поблагодарить рецензента за проделанный труд и благожелательный отзыв о работе.
  • Вопросы по содержанию работы могут быть заданы не только членами комиссии, но и всеми присутствующими на защите. Не нужно торопиться отвечать на вопросы. Его необходимо выслушать до конца и понять. В случае, если вопрос не понят, надо попросить его повторить. Обычно второй раз тот же вопрос звучит уже в другой форме, которая может быть более понятной. Желательно отвечать спокойно, без лишней эмоциональности, немногословно.

Подготовка для членов комиссии Листа-оценки КР (в соответствии с количеством членов комиссии), содержащего: Ф.И.О. научного руководителя, Ф.И.О. выпускника, доклад выпускника, ответы студента на вопросы, оформление работы, демонстрационный материал, предполагаемая оценка рецензента, предполагаемая оценка руководителя, итоговая оценка.

Защита курсовой работы проводится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии с участием не менее двух третьей ее состава. Защита является публичной, так как заседание открытое и в нем могут принимать участие все желающие преподаватели и студенты. На защите руководитель работы и рецензент пользуются правом совещательного голоса. Участие рецензента в заседании не обязательно.

В целом на всю процедуру защиты одной курсовой работы отводится не более 45 минут.

Аттестационная комиссия удаляется на совещание, после которого объявляются отметки, выставленные за курсовую работу. Работы оцениваются по пятибалльной системе. На отметку влияет не только предполагаемая оценка научного руководителя и рецензента, но и выступление студента на защите, его ответы на вопросы, представление демонстрационного материала.

Отметка за курсовую работу вместе с темой работы вносится во вкладыш к диплому.

Ход заседания аттестационной комиссии протоколируется. В протоколе фиксируется: итоговая оценка курсовой работы, вопросы и особые мнения членов комиссии. Протоколы заседаний комиссии подписываются председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членами комиссии.

Студенты, выполнившие курсовую работу, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно», имеют право на повторную защиту. В этом случае комиссия может признать целесообразным повторную защиту студентом той же темы курсовой работы, либо вынести решение о закреплении за ним новой темы и определить срок повторной защиты, но не ранее, чем через год.

Студенту, получившему оценку «неудовлетворительно» при защите курсовой работы, выдается справка установленного образца. Академическая справка обменивается на диплом в соответствии с решением аттестационной комиссии после успешной защиты студентом курсовой работы.

Критерии оценок курсовой работы по показателям

I. Доклад выпускника
«5» (отлично)
— студент осмысленно, логично, последовательно и пропорционально основным частям работы (введение (10%), теория (40%), самостоятельные выводы (45%), заключение (5%), освещает ее содержание, свободно владеет теоретическим и практическим материалом;
— соблюдает регламент выступления (не более 6-7 минут). В выступлении выделены актуальность проблемы, объект, предмет, гипотеза, задачи. В теоретической части выступления выделены ведущие положения, дан анализ основных подходов к проблеме;
— изложение материала сопровождается целесообразным обращением к наглядности;
— в заключении имеется вывод о результатах проверки гипотезы.
«4» (хорошо)
— студент осмысленно, логично освещает содержание работы в соответствии с основными частями, выделяя одну из них в качестве приоритетной;
— при изложении содержания скован текстом;
— незначительно выходит за рамки регламента (до 10-12 минут);
— в выступлении выделены актуальность, объект, предмет, гипотеза, задачи;
— при изложении теоретической части не выделены ведущие теоретические положения;
— в практической части не соблюдены пропорции между обобщениями и конкретными фактологическими данными;
— обращение к наглядному материалу не всегда целесообразно;
— в заключении имеется вывод о результатах проверки гипотезы.
«3» (удовлетворительно)
— студент схематично освещает содержание работы;
— нарушается логика, точность изложения;
— текст излагается неосмысленно;
— значительно нарушается регламент выступления;
— обращение к наглядному материалу не соответствует тексту выступления;
— выводы не отражают основной проблемы работы.
«2» (неудовлетворительно)
— выступление не раскрывает содержание темы;
— отсутствует логика;
— нет обращения к наглядному материалу;
— выводы не отражают основной проблемы работы или отсутствуют.

II. Ответы студента на вопросы
«5» (отлично) – студент осмысленно, аргументированно ответил на все вопросы. У комиссии не было вопросов к студенту.
«4» (хорошо) – при ответе на вопросы были допущены неточности.
«3» (удовлетворительно) – ответы не во всем соответствовали задаваемым вопросам, часть вопросов осталась без ответов. Студент не может привести фактический пример.
«2» (неудовлетворительно) – студент не смог ответить ни на один вопрос.

III. Оформление работы
«5» (отлично) — соблюдены все требования, предъявляемые к оформлению титульного листа, оглавления, текстовой части, библиографии, приложений, таблиц и графиков.
«4» (хорошо) — есть грамматические и пунктуационные ошибки, отдельные замечания по оформлению титульного листа, оглавления, содержания текстовой части, библиографии, приложений, таблиц, графиков, (всего не более 5 замечаний);
«3» (удовлетворительно) — есть существенные замечания по оформлению, отсутствует нумерация страниц, нет заголовков глав и параграфов в тексте, не соблюдены поля, есть замечания по оформлению титульного листа, текст написан с большим количеством ошибок. (всего не более 10 замечаний);
«2» (неудовлетворительно) — количество указанных выше замечаний более 10.

IV. Демонстрационный материал
«5» (отлично) — демонстрационный материал отражает содержание работы, используется целесообразно; оформлен в соответствии с требованиями (подписан, надписи читаемы, композиционно выстроен, понятен, содержит условные обозначения, аккуратен);
«4» (хорошо) — демонстрационный материал отражает содержание работы, оформлен аккуратно, используется целесообразно; в оформлении есть грамматические ошибки; отсутствуют названия таблиц, схем, графиков;
«3» (удовлетворительно) — демонстрационный материал в целом отражает содержание работы, но обращение к нему не всегда целесообразно, оформлен неграмотно, неаккуратно, отсутствуют условные обозначения, не имеет названий и подписей;
«2» (неудовлетворительно) — отсутствует демонстрационный материал при его необходимости.

По данным критериям каждый член комиссии выставляет оценки в карту, и на основании обозначенных в карте оценок по каждому критерию выводит итоговую оценку. После обсуждения сопоставляются итоговые оценки всех членов комиссии и принимается решение об окончательном варианте итоговой оценки. По каждому студенту продумывается
мотивация выставленной оценки, в которой отмечаются сначала сильные, а затем слабые стороны курсовой работы. Только после мотивации объявляется окончательная оценка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов по подготовке курсовых работ
Направление подготовки: Практическая теология Православия
Уровень образования бакалавриат