В семинарии прошел показ фильма «Горячий снег»

22 июня в актовом зале Тамбовской духовной семинарии состоялся показ фильма «Горячий снег» — художественный фильм о Великой Отечественной войне, снятый в 1972 году по одноименному роману Юрия Бондарева режиссером Гавриилом Егиазаровым. Картина входит в число лучших фильмов, посвященных Великой Отечественной войне.

6-я армия считалась одной из самых боеспособных в вермахте. Именно ей было поручено стереть с лица город на Волге. Не получилось. Более 330 тысяч немецких солдат и офицеров попали в окружение, и вызволить их было поручено фельдмаршалу Эриху фон Манштейну.

Почему именно ему? За его плечами было авторство победоносной кампании 1940 года против Франции, оккупация Крыма в 1941-м и взятие Севастополя в 1942-м. Гитлер считал его лучшим военным стратегом: не получится у Манштейна — не получится ни у кого.

Фельдмаршал Манштейн спешно сформировал группу армий «Дон». В нее вошли несколько крупных соединений, самым мощным из которых была танковая группа генерала Германа Гота. Операция была названа по-немецки высокопарно — Wintergewitter («Зимняя гроза»).  Одной из важных частей «Зимней грозы» был план Donnerschlag («Удар грома»), согласно которому 6-я армия генерала-фельдмаршала Фридриха Паулюса должна была пойти из котла на прорыв, пробиться к реке Донская Царица и соединиться с войсками Манштейна.

20 декабря 1942 года немецкие танки вышли к маленькой замерзшей речушке Мышкова. Оттуда до Сталинграда и окруженной в нем 6-й армии генерала Паулюса оставалось каких-нибудь 35-40 километров. Шедшие там жестокие бои один из их участников, Юрий Бондарев, описал в романе «Горячий снег».

События развиваются в рамках Котельниковской операции, когда батарея лейтенанта Дроздовского после декабрьского марш-броска дислоцируется на позициях дивизии полковника Деева. Тревожная тишина перед боем сменяется танковой атакой на батарею и налетом авиации с кровопролитными боями и жуткими потерями. Хоть танки Гота и прорвались через батарею, но с большим уроном. В романе Бондарева и снятом по нему фильме наши артиллеристы, пехотинцы и танкисты отбивают их ровно сутки. Страшные и драматичные. С танковыми атаками и многократными бомбежками наших позиций. Снег здесь действительно был горячим – от пламени подбитых танков, взрывов авиационных бомб и выстрелов артиллерийских орудий. Немцы, заняв плацдарм на северном берегу реки, несколько раз пытались его расширить и каждый раз откатывались назад.

Следующим днем, когда немцы выдохлись, армия генерала Бессонова (в фильме его замечательно сыграл Георгий Жженов) перешла в контратаку, введя в бой свежий танковый корпус, и отбросила врага. На позициях батареи генерал Бессонов застал лишь несколько выживших бойцов…

Главные герои Бондарева — артиллеристы, а повествование ведется от лица командира огневого взвода батареи лейтенанта Николая Кузнецова. Между тем, сам автор начинал свой боевой путь вовсе не офицером и не артиллеристом. Летом 1942 года 18-летний Бондарев был направлен во 2-е Бердичевское пехотное училище, но звание получить не успел — в октябре курсантов срочно отправили на фронт, под Сталинград. Там вчерашний курсант стал командиром минометного расчета, в декабре под Котельниковым был контужен, ранен, получил обморожение и в артиллеристы попал уже после госпиталя, а офицером стал только к концу войны.

Великая Отечественная война, личный опыт Юрия Васильевича Бондарева, прошедшего войну, постепенно выкристаллизовываясь, требовали выхода. Война, с которой была связана судьба страны, стала главной темой его произведений. Категория войны и человека явилась для него навсегда точкой нравственного отсчета: «Война пахнет огнем, пеплом и смертью… Война — это горький пот и кровь. Война — это письма, которых ждут и боятся получать, и это особая жгучая ненависть к злу, к уничтожению и смерти; это погибшие молодые жизни, непрожитые великие биографии; это несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия, невесты, не ставшие женами». Автор произведений «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Берег», «Тишина» и др. считал, что писать о войне — его искупление долга перед теми, кто остался там.

В 1967 году, когда писатель, собирая материал для будущего романа, попытался в Мюнхене встретиться с фон Манштейном, 80-летний нацистский фельдмаршал отказался от встречи, сославшись на плохое самочувствие. По словам Юрия Бондарева, он и сам не особо пожалел, что попытка не удалась. Он признавал, что «испытывал к нему то, что двадцать пять лет назад, когда стрелял по его танкам в незабытые дни 1942 года. Я понимал, почему этот «непобежденный на поле боя» не захотел встречаться с русским солдатом».

Показ фильма «Горячий снег» прошел в рамках программы просмотров фильмов, освещающих православную духовные тематику, историческое прошлое страны, а также фильмов, повествующих о Победе в Великой Отечественной войне.