<— | Богослужебные указания на сегодня | —> |
Материал этого раздела взят с Официального сайта Русской Православной Церкви Московского Патриархата.Служба мч. Маманта и прп. Иоанна постника не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прпп. Антония и Феодосия Печерских (Б).
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученика, глас 8-й – 3, и преподобного, глас тот же – 3. «Слава» – мученика, глас 2-й: «Нов сад…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Непроходи́мая врата́…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава» – мученика, глас 4-й: «Прииди́те, согла́сно, ве́рнии…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Изба́ви нас от нужд на́ших…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «К Богоро́дице приле́жно…», mypornleeks.com phimex. На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «К Богоро́дице приле́жно…». Кафизмы 7-я и 8-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), мученика на 4 и преподобного на 4. |
Богослужебные указания за 19 января 2022 года
6. Среда. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Бденная служба праздника Крещения Господня (Богоявления) совершается по Минее. Всенощное бдение на праздник Богоявления состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же 10-м нощи», т. е. по нашему счислению – в 4 часа утра (см. Типикон, 6 января)[1]. Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся кампаны. Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш…»[2] (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный» и прочее, и читает великое повечерие. Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой. На пение «С нами Бог…», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата. По 1-м Трисвятом поется тропарь праздника, глас 1-й: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…». По 2-м Трисвятом поется кондак праздника, глас 4-й: «Явился еси днесь вселенней…». По «Слава в вышних Богу…» – выход на литию. На литии стихиры праздника, глас 4-й. «Слава» – праздника, глас 8-й: «Господи, исполнити хотя…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь тварь просвещается…». На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Еже от Девы Солнце…». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника. Полиелей. Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять»; стих: «Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?». Евангелие – праздника. По 50-м псалме[3]: «Слава» – праздника, глас 2-й: «Всяческая днесь…», «И ныне» – тот же стих. Стихира праздника, глас 6-й: «Бог Слово явися…». Каноны: праздника два, на 16 (ирмосы 1-го канона: «Глубины открыл есть дно…», по дважды, тропари на 6, и ирмосы 2-го канона: «Шествует морскую…», по дважды, тропари на 6). Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия – ирмосы обоих канонов (по каждой песни). По 3-й песни – ипакои праздника, глас 5-й (единожды). По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем[4], но поем припевы праздника. (Совершается обычное каждение.) 1-й лик поет припев 1-го канона: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу»[5], и ирмос 1-го канона: «Недоумеет всяк язык…». 2-й лик – то же. 1-й лик припев: «Величай, душе моя, от Предтечи…», тропарь: «Давиде, прииди Духом…». 2-й лик припев: «Величай, душе моя, во Иордане…», тропарь: «Давиде, прииди Духом…». 1-й лик припев: «Величай, душе моя, от Отеческаго гласа…», тропарь: «Исаия, – измыйтеся, очиститеся!..». 2-й лик припев: «Величай, душе моя, Единаго от Троицы…», тропарь: «Исаия, – измыйтеся, очиститеся!..». 1-й лик припев: «Пророче, прииди ко Мне…», тропарь: «Соблюдаемся благодатию…». 2-й лик припев: «Пророче, остави ныне…», тропарь: «Соблюдаемся благодатию…». 1-й лик поет припев 2-го канона: «Днесь Владыка преклоняет выю…», и ирмос 2-го канона: «О, паче ума…». 2-й лик – то же. 1-й лик припев: «Днесь Иоанн крещает…», тропарь: «Уведехом Моисею…». 2-й лик – тот же припев и тропарь. 1-й лик припев: «Днесь Владыка водами погребает…», тропарь: «Уведехом Моисею…». 2-й лик припев: «Днесь Владыка свыше свидетельствуется…», тропарь: «Помазуеши, совершая…». 1-й лик припев (вместо «Славы»): «Днесь Владыка прииде освятити…», тропарь: «Помазуеши, совершая…». 2-й лик припев (вместо «И ныне»): «Днесь Владыка Крещение приемлет…», тропарь: «Помазуеши, совершая…». Затем оба лика вместе поют припев 1-го канона: «Величай, душе моя, Честнейшую…», и ирмос 1-го канона: «Недоумеет всяк язык…», потом оба лика припев 2-го канона: «Днесь Владыка преклоняет выю…», и ирмос 2-го канона: «О, паче ума…». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Водами Иорданскими…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христос…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Отпуст краткий праздничный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Примечание. До отдания праздника Богоявления в седмичные дни великий отпуст начинается словами: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения…». На часах – тропарь и кондак праздника. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Примечание. «В сей день Литургия бывает порану, труда ради бденнаго» (Типикон, 6 января). На Литургии праздничные антифоны. Входное (входный стих): «Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог Господь и явися нам». Примечание. Входный стих на Литургии, по Уставу, должен петься, но обычно он возглашается диаконом. Входный стих является особенностью богослужения Господских двунадесятых праздников, а также служб Пасхи, Светлой седмицы, Сретения Господня и Понедельника Святого Духа. На Литургии этих дней перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости», как и перед пением «Приидите, поклонимся…» (ср.: Типикон, гл. 50-я: «Во святую и великую Неделю Пасхи…», «Последование литургии…»; «В четверток 6-я седмицы… Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»; Триодь Цветная, «Во святую и великую Неделю Пасхи…», «Последование литургии…»)[6]. По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся…». Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника. Задостойник – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу», и ирмос 9-й песни: «Недоумеет всяк язык…»[7] (так до отдания). По заамвонной молитве, по обычаю, – великое освящение воды (как в навечерие). Примечание. Великое освящение воды начинается по заамвонной молитве пением тропарей, глас 8-й: «Глас Господень…», и проч. По окончании чина водоосвящения, при пении на «Слава, и ныне» праздничной стихиры, глас 6-й: «Воспоим, вернии…», священнослужители входят в алтарь, и следует окончание Литургии по обычаю: «Буди имя Господне…» (трижды), псалом 33-й и отпуст. Отпуст краткий праздничный (см. в конце утрени). По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Во время целования Креста все окропляются святой водой. Примечание. На трапезе разрешение на сыр, яйца и рыбу, а мирянам – и на мясо: «На трапезе бывает утешение братии велие. Ядим рыбу, и сыр, и яица, и пием вино; мирстии же мясо, аще будет и в среду, или пяток» (Типикон, 6 января). С 7 по 13 января – попразднство Богоявления. 14 января – отдание праздника Богоявления. 1 Существует мнение, что данная статья Типикона имеет русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагает по современному счету. Ср.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44. |
<— | Богослужебные указания на сегодня | —> |