Из истории духовного образования на Тамбовской земле

Одной из важнейших задач Церкви, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, является развитие духовного образования. «Насколько школа может формировать священнослужителей в соответствии с временем — от этого будет зависеть духовный уровень нашей страны», — говорит Предстоятель Русской Православной Церкви.
Настоящее тесно связано с прошлым. «Народ, не знающий своего прошлого, — писал великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов, — не имеет будущего». Знание истории того или иного вопроса предостерегает нас от ошибок в будущем и даёт возможность правильно решить проблему в настоящем.
Исходя из этого, предлагаем Вашему вниманию тематическую подборку научных публикаций из истории духовного образования на Тамбовщине. Открывает антологию статья ректора Тамбовской духовной семинарии митрополита Феодосия о предыстории учреждения духовной школы и первых годах её деятельности.

Для цитирования: Феодосий (Васнев С. И.), митр. Тамбовский и Рассказовский. Тамбовская духовная семинария: предыстория учреждения и первые годы деятельности (1779–1802). EDN: OQBKIQ // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2014. № 1. С. 60-66.

 

Тамбовская духовная семинария: предыстория учреждения
и первые годы деятельности (1779–1802)

 

Митрополит Тамбовский
и Рассказовский Феодосий
доктор теологии, кандидат богословия,
ректор Тамбовской духовной семинарии

 

Аннотация: Статья посвящена истории учреждения одного из старейших учебных заведений Тамбовской области. Первым основателем духовных школ на Тамбовщине является святитель Питирим, епископ Тамбовский. Автором подробно описывается учебно-воспитательная система, существовавшая в Тамбовской духовной семинарии в период с 1779 по 1802 гг.
Ключевые слова: семинария, образование, епархия, святитель Питирим, духовность, история.

Первая духовная школа в Тамбовской епархии появилась при втором Тамбовском епископе Питириме (1685–1698). Святитель Питирим являлся воспитанником монастырской школы при Вяземском Иоанно-Предтеченском мужском монастыре Смоленской епархии, в котором впоследствии был наместником. Став Тамбовским епископом, он построил при архиерейском дворе специальный дом для кандидатов на рукоположение в священный сан, где они проходили начальный курс обучения перед тем, как принять сан. Это были краткосрочные курсы, где учили основам знаний по Священному Писанию, догматике и богослужебной практике, а также читать и писать. Святитель Питирим был архипастырем, который впервые всерьез озаботился образованием пастырей вверенной его попечению епархии. После смерти епископа Питирима Тамбовская епархия была упразднена в 1699 году. Духовно-школьное дело в пределах края на долгие годы потеряло актуальность, и будущие пастыри могли получать лишь необходимые знания при храмах или в домашних условиях, кто как мог. Естественны поэтому невежество, грубость и неучительность тамбовского духовенства в XVIII веке. С возрождением Тамбовской кафедры в 1758 году и c назначением на нее епископа Пахомия (Симанского) стала обсуждаться возможность открытия в епархии Духовной семинарии. «Помышлял об образовании духовного юношества своей епархии», – писал в эти годы епископ Пахомий [1, с. 83]. Однако среди множества забот по устроению епархии, попечение о семинарии не было приоритетным для Владыки и так и осталось, к сожалению, только его «помышлением».
Правда, архипастырь предпринял некоторые меры для заготовки материалов и средств на строительство семинарских зданий. С духовенства стали собирать по 1 копейке со двора и к 1764 году уже накопилась сумма в 1984 рубля. В монастырских трегуляевских лесах было заготовлено 1000 штук бруса и много необходимого тесу. Восстановление епархиальных служб после долгих лет закрытия епархии и запустения вынудило епископа Пахомия употребить все пожертвования на более важные нужды. Делая первые шаги по строительству семинарии, Владыка думал и о подготовке преподавателей для нее. С этой целью на средства епархии в Московскую славяно-греко -латинскую академию было направлено на обучение два человека, каждому из которых выдавалось жалование в размере 25 рублей в год. Какова их дальнейшая судьба, свидетельств не сохранилось. Известно только, что преподавателями семинарии они не стали. После того как на Тамбовской кафедре епископа Пахомия сменил в 1767 году епископ Феодосий (Голосницкий), он, ввиду отсутствия каких-либо средств, не смог продолжить труды своего предшественника по открытию семинарии. Причиной тому, возможно, стала и сложная ситуация, в которой оказался владыка Феодосий по прибытии в Тамбов, приведшая к наветам на него со стороны местных властей и трехлетнему судебному разбирательству, в результате которого он был полностью оправдан. 22 сентября 1779 года Святейший Синод составил доклад об открытии в Тамбове семинарии и о ее содержании, который через обер-прокурора Синода С.В. Анчурина был представлен императрице Екатерине II. 23 сентября 1779 г. доклад был высочайше утвержден собственноручной подписью императрицы: «На заведение и содержание семинарии в Тамбовской епархии повелеваем отпускать в оную 2000 рублей ежегодно» [1, с. 102]. Этот день является днем учреждения Тамбовской духовной семинарии. Получив одобрение императрицы, Святейший Синод указал епископу Феодосию подобрать в Тамбове место для открытия семинарии и принять в нее воспитанников из числа детей священно- и церковнослужителей. Ректором семинарии был назначен настоятель Царе-Константиновского монастыря архимандрит Иоанникий (Беркут-Полонский). Первых преподавателей прислали из Рязанской духовной семинарии. Синод предлагал строить здание семинарии на средства, которые оставались от ежегодно выделяемых казной 2000 рублей.
Вся забота о семинарии легла на плечи ее первого ректора – архимандрита Иоанникия, поскольку «епископ Феодосий не обращал особого внимания на вновь открытое учебное заведение», как пишет об этом биограф отца Иоанникия [2, с. 3]. Не сочувствовали этому делу и городские власти. Видимо, этим можно объяснить тот факт, что для семинарии в Тамбове не нашлось места, и она была открыта в Нижнеломовском Казанском монастыре, который от епархиального центра находился очень далеко. Несочувственно отнеслось к семинарскому делу на первых порах и тамбовское духовенство, привыкшее самостоятельно обучать своих сыновей. Священнослужители понимали, что от них, прежде всего, потребуют средства на содержание семинарии.
Отец ректор энергично взялся за дело. В 1780 году были набраны ученики, открыты низшие классы – чтения, чистописания и грамматики. Преподавание в них осуществлял иеромонах Макарий, который одновременно был и префектом, или, по аналогии с современной практикой, проректором по воспитательной работе. Сведений о других преподавателях за тот период не имеется. Через четыре года, в 1784 году, когда успешные ученики были переведены в высший класс, тот же отец Макарий стал преподавать у них греческий язык. В то время из Рязани прислали еще двух педагогов. В 1785 году открылся класс риторики и пиитики. Для преподавания этих наук пригласили протоиерея Симеона Вышегородского, который до того являлся клириком в Крестовоздвиженском соборе Нижнеломовского монастыря и имел академическое духовное образование.
Пока в семинарии налаживалась учебная жизнь, отец ректор был занят строительством семинарского корпуса в губернском центре. В 1785 году наконец-то удалось добиться от города выделения земельного участка под строительство семинарского здания. Находилось оно между Казанским монастырем и Покровской приходской церковью, причем с момента основания города эта земля числилась за епархией, но со временем была отторгнута городом. Пришлось приложить много трудов, чтобы вернуть ее Церкви. 30 мая 1785 года был заложен фундамент семинарского здания. Все работы вел подрядчик, купец из города Козлова, Иван Черников. В 1786 году неожиданно, в самый разгар строительства, архимандрит Иоанникий был переведен на должность настоятеля Свято-Никольского Чернеева монастыря в Шацкий уезд. Ректором семинарии стал архимандрит Ювеналий, который, прибыв на место и оценив объем предстоящих строительных работ, сразу начал просить священноначалие освободить его от этой должности. В 1787 году он был назначен настоятелем Московского Богоявленского монастыря. На вакантное место ректора семинарии снова был определен архимандрит Иоанникий [3, с. 319].
К 1788 году строящийся корпус был доведен до второго этажа, однако строительство его приостановилось из-за отсутствия средств. По расчетам Святейшего Синода за шесть лет существования семинарии должно было быть сэкономлено достаточное количество денег, которых могло хватить на достройку здания, но, как выяснилось, израсходовали 10 тысяч рублей. Ректор семинарии был обвинен в неоправданных тратах, и члены Синода поручили временно управляющему Тамбовской епархией епископу Рязанскому Симону (епископ Феодосий (Голосницкий) умер в 1787 году) разобраться в ситуации. Рязанский епископ тщательно изучил все финансовые документы и пришел к выводу, что излишний расход денег, который допустил архимандрит Иоанникий, оправдан. Владыка указал, что казенные деньги на строительство у ректора закончились, и, несмотря на это, строительство велось на пожертвования. Ввиду недостаточности средств, здание решено было покрыть лубками, предварительно отделать внутри и постепенно начать переводить в Тамбов учеников из Нижнеломовского монастыря.
В 1788 году в Тамбов прибыл новоназначенный епископ Феофил (Раев). Бывший некогда ректором Новгородской духовной семинарии, он понимал и сочувствовал школьному делу и поэтому сразу обратил внимание на Тамбовскую семинарию. Владыка обнаружил, что здание семинарии «стояло одиноко; вокруг него по семинарскому двору, ничем не ограниченному, рассеяны были кучи мусора, насыпи земли, разные строительные материалы» [1, с. 151]. Ненадежная лубочная крыша стала протекать. Епископ выдал ректору книгу для сбора пожертвований. Были взяты кредиты у богатых людей города Тамбова, и в течение 1789–1790 годов второй этаж корпуса был построен, отделан внутри, а крыша покрыта железом. До 1794 года также была построена семинарская больница и каменная ограда.
После окончательной отделки семинарского корпуса в 1790 году в новое здание были переведены все ученики из Нижнеломовского монастыря. В том же году состоялся первый семинарский выпуск. Всего во всех классах семинарии училось в то время около 300 человек; 30 из них – на казенном содержании. В Тамбовской семинарии, помимо ректора и префекта, преподавали науки еще шесть педагогов. На содержание духовно-учебного заведения выделялось 2000 рублей в год, причем 1000 рублей экономилось на семинарские постройки. В этой связи бытовые условия в семинарии первое время были очень тяжелые. Воспитанники не имели ни кроватей, ни постелей, классы находились в жилых комнатах. Ночью воспитанники спали на полу, а днем выносили все свои вещи из классов и складывали их в коридоре для того, чтобы подготовить помещения к занятиям. В столовой не было ни столов, ни стульев; вместо них стоял один толстый обрубок дерева, на котором помещалась большая деревянная чашка, и все брали из нее пищу собственными ложками. Одеты ученики были как попало и порой походили на бродяг. Положение несколько улучшилось после того, как в 1798 году сумма, отпускаемая из казны на семинарию, увеличилась до 3500 рублей в год.
Никаких методических указаний для учителей и дополнительных пособий для учеников не имелось. Епископ Феофил сам в 1791 году разработал инструкцию и правила для Тамбовской духовной семинарии, по которым она жила вплоть до введения устава 1814 года. В учебном отношении весь курс распределялся на 6 классов: заправное, низшее, высшее, риторическое, философское и богословское. Учебный курс в семинарии составляли следующие предметы: богословие, философия, риторика, пиитика, русская грамматика, краткая Священная история, гражданская история, катехизис, география, пение, латинский и греческий языки. В каждом классе учились по два года. Экзаменов, как таковых, в семинарии в то время не существовало; ученики переводились из одного отделения в другое по совокупной успеваемости в течение года. Епископ Феофил в 1801 году своим указом, в качестве годовых экзаменов, по примеру Киевской духовной академии, ввел так называемые диспуты. Вот как они проходили, по воспоминаниям одного из очевидцев: «Епископ Феофил особенно любил диспуты и нередко давал их программы. Годичные испытания также назывались диспутами, только публичными. На летних диспутах в Тамбовской духовной семинарии было много посторонних лиц. Диспут происходил в семинарском зале, там, где теперь церковь. Его убирали цветами, эмблемами и вензелями, перед столом Преосвященного делали ковер из травы (все делали сами воспитанники). Преосвященный сам вызывал лучших учеников, задавал вопросы. Если ученик не мог ответить, то отвечал учитель. Если кто -то из публики вызывал худшего ученика, вместо него выходил лучший. Когда публика утомлялась, приступали к чтению письменных сочинений (обычно они посвящались епископу)» [4, с. 15-18]. Но уровень знаний учеников, особенно младших отделений, был невысоким. Когда в 1798 году епископ Феофил распорядился, чтобы преподаватели предоставили списки тех воспитанников, которые не искусны в русском чтении, оказалось, что только в заправном классе 9 человек плохо читают по-русски [5].
К 1798 году количество учеников в семинарии увеличилось до 395 человек. Когда в 1799 году изменились границы епархии и в семинарию стали поступать из уездов, некогда входивших в Рязанскую и Воронежскую епархии, число воспитанников возросло на 100 человек.
В первые годы деятельности Тамбовской духовной семинарии в ней обучались и выходцы из других епархий. В 1800 году из Рязанской, Нижегородской, Симбирской и Саратовской губерний в Тамбовской семинарии обучался 131 воспитанник [6]. Таким образом, в семинарии находилось одновременно более 500 человек. Возникла необходимость расширить корпус. В 1799–1800 годы было построено два флигеля с южной и северной стороны, в которых разместились общежитие и квартиры для наставников. В 1802 году для ректора, который проживал в здании семинарии, была устроена квартира вне семинарского корпуса.
Строительством указанных построек завершился первый этап в истории семинарии, связанный с ее внутренним и внешним обустройством. Хронологически он окончился с назначением в 1802 году ректором семинарии протоиерея Гавриила Шиловского. Отец Гавриил был назначен ректором по ходатайству епископа Феофила, что само по себе выглядело необычно, так как на ректорскую должность в то время принято было назначать монашествующих. Протоиерей Шиловский занимал должность ректора до 1813 года, когда при Тамбовском епископе Ионе (Васильевском) началось преобразование Тамбовской духовной семинарии согласно уставу 1814 года.

Список литературы:
1. Хитров Г. В., свящ. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / составлено священником Георгием Хитровым. – Тамбов : В типографии К. И. Закржевского, 1861. – 340 с.
2. Открытие Тамбовской духовной семинарии 22 сентября 1779 г. – Тамбов : [б. и.], 1879. – С. 3.
3. Иоанникий. Первый ректор Тамбовской духовной семинарии // Тамбовские епархиальные ведомости. – 1879. – № 10. – С. 319-348.
4. Семинарские диспуты // Тамбовские епархиальные ведомости. – 1879. – № 1. – С. 11-19.
5. Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф. 186. Оп. 4. Д. 2. Л. 6.
6. ГАТО. Ф. 186. Оп. 6. Д. 17. Л. 12.