Актуальная проблематика современного православного интернет-­контента (на примере портала «Православие.ru»)

Предлагаем Вашему вниманию  статью священника Димитрия Сычева, в которой рассматривается актуальная проблематика современного православного интернет-портала и дается проблемно-­тематический его анализ. 

Для цитирования: Сычев Д. В., свящ. Актуальная проблематика современного православного интернет-­контента (на примере портала «Православие.ru»). DOI: 10.51216/2687–072Х_2022_4_196. EDN: LHHHSE // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2022. № 4 (21). С. 196–213.

 

Актуальная проблематика современного православного интернет-контента
(на примере портала «Православие.ru»)

 

Священник Дмитрий Валерьевич Сычев
магистр теологии,
выпускник  Тамбовской духовной семинарии

 

Аннотация. В работе представлен проблемно-­тематический анализ контента на интернет-­портале «Православие.ru». Актуальность исследования обусловлена тем, что значительная часть духовно-­просветительской, миссионерской и катехизической деятельности Русской Православной Церкви осуществляется в настоящее время в интернет-­пространстве. Среди православных ресурсов портал «Православие.ru» отличается наиболее четкой структурой и тематическим разнообразием, чем объясняется его
востребованность у пользователей. Предметом исследования в статье является рейтинговый контент (текстовые публикации и видеоматериалы) портала «Православие.ru», а также читательские отзывы и комментарии к нему. Такая информация, как число просмотров и рейтинг публикаций портала, количество и содержание комментариев, позволяет автору оценить читательский отклик и сделать вывод о том, какие сферы церковной жизни интересуют православных интернет-­пользователей, побуждают их к выражению своей личной позиции. В работе использованы индуктивный, количественный, сравнительный методы исследования, выборочный анализ, проблемно-тематический и контент-­анализ. Результаты работы могут быть применены при изучении востребованности у читательской аудитории определенных тематических направлений, таких, например, как Церковь и общество, литургика, практическое богословие, церковная история и других.

Ключевые слова: современная православная публицистика; портал «Православие.ru»; Церковь в медиапространстве; актуальные проблемы церковной жизни.

 

Введение

Обоснование актуальности. В современном мире очевидна необходимость присутствия Церкви в интернет-­пространстве. Эту мысль неоднократно подчеркивал в своих выступлениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Современные коммуникационные технологии дают новые возможности для свидетельства о Христе тем людям, которые ими активно пользуются. Массмедиа сегодня – это не только средство получения актуальной информации о происходящих в мире событиях, но и способ формирования мировоззрения. Задача Церкви заключается в «интеллектуальном и духовном воздействии на медиапространство» [1]. Святейший Патриарх заметил, что церковная миссия в виртуальной среде не может заменить реальной работы с паствой, однако подчеркнул, что Интернет для пастыря может стать хорошим дополнением в деле проповеди и просвещения.

С одной стороны, Предстоятель обратил внимание на то, что для успеха миссии в виртуальном инфополе необходимы не только умение и профессионализм в использовании инструментов массмедиа, но в первую очередь верность христианскому и пастырскому долгу, осознание ответственности за достойное присутствие в интернет-пространстве, стремление показать примеры христианской любви и милосердия. Важность церковной миссии накладывает особую ответственность и на православных журналистов, которые в своей деятельности не должны стремиться увеличить свою популярность любыми средствами, но в первую очередь призваны заботиться о добросовестном свидетельстве о Церкви Божией [2].

С другой стороны, верные чада Православной Церкви являются активными пользователями сети Интернет, содержание которой несет в себе потенциальную опасность для духовной жизни. Пропаганда безнравственности, разврата, преступного поведения, обилие некачественного контента, в том числе и на православную тематику, – эти и многие другие явления в виртуальном пространстве могут навредить душе человека. Функцией Церкви в решении этой проблемы является участие в создании безопасного содержания интернет-­ресурсов и противодействии интернет-­угрозам.

Председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда видит вклад Церкви в решение этой задачи в привнесении нравственного измерения в виртуальный мир, который полностью создан руками человека и потому является зоной его ответственности [3]. «Мы не имеем права не быть там, где есть или может быть наша паства, а наша паства сегодня представлена, в том числе, и в социальных сетях, причем самая активная часть нашей паствы» [4], – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл в контексте важности противодействия недостоверности информации в инфополе, донесения позиции Церкви до интернет-­пользователей, привлечения их к обсуждению актуальных проблем.

Одним из самых читаемых и востребованных православных ресурсов рунета, который стремится к соответствию обозначенной выше цели, является информационный интернет-­портал «Православие.ru». В данной статье автор делает попытку проблемно-тематического анализа контента портала с целью определить наиболее актуальные тематические направления. Новизна работы обусловлена отсутствием системных исследований в области современного православного интернет-­контента. Общая тенденция к росту объема интернет-­контента и снижению его качества является следствием отсутствия цензурных ограничений и практически нерегламентированного доступа к разнообразной информации. В связи с этим православный сегмент Рунета имеет ярко выраженную специфику, обусловленную нравственными и догматическими конфессиональными требованиями. Вместе с тем информация, размещаемая на православных порталах, непосредственно связана с актуальными явлениями и тенденциями современного социокультурного пространства, а значит, представляет интерес для исследования.

Основная часть

Сайт «Православие.ru» начал функционировать по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в конце 1999 года, и сегодня он имеет широкую аудиторию. Здесь публикуются материалы современных богословов, интервью священнослужителей и общественных деятелей, статьи на исторические темы, социальную и культурную проблематику, комментарии к событиям религиозной и общественной жизни. Редакция портала под руководством главного редактора митрополита Тихона (Шевкунова), председателя Патриаршего совета по культуре, строго следит за соответствием публикуемых материалов конфессиональной принадлежности, что делает его востребованным для любого читателя.

Портал «Православие.ru» предоставляет статистику по количествам просмотров, голосов и рейтингу публикаций, а также дает возможность полноценного комментирования. Эти числовые показатели и комментарии позволяют оценить, какие авторы наиболее читаемы и авторитетны, какие материалы востребованы, какие темы имеют наибольший отклик и как выражает свою позицию современный читатель.

Анализируя публикации последних лет, можно констатировать, что основными темами являются следующие: духовная жизнь, богословие и защита веры, история, культура и образование, жизнь Церкви, общество, семейная жизнь, воспитание детей, а также такие рубрики, как «Народ Божий», «Рассказы», «Путь к вере», «Чудеса и Промысл Божий», «Фотогалереи». Нужно отметить появление в определенные периоды церковной и общественной жизни публикаций, представляющих реакцию на проблемы современности. В 2017 году это были статьи на тему освящения нового храма Сретенского монастыря, столетия русской смуты, деятельности Церковной комиссии по исследованию «Екатеринбургских останков»; в 2018 и 2019 гг. – на тему украинского церковного кризиса; в 2020 году – на тему споров о месте психологии в современной пастырской практике применительно к преподаванию соответствующих дисциплин в духовных школах; в 2020 и 2021 годах – на тему пандемии коронавируса.

В целях анализа читательского интереса и отклика аудитории на публикации различной тематики были проанализированы подборки статей, которые редакция православного интернет-портала выкладывает по окончании календарного года под заголовком «ПРАВОСЛАВИЕ.RU: ЛУЧШЕЕ» за 20191 и 20202 годы. Начиная с 2021 года данная практика по неизвестным причинам была прекращена, однако портал позволяет вручную отобрать публикации, вызвавшие наибольший интерес. Каждая подборка
содержит порядка восьми десятков статей, отобранных редакцией как с позиции читательского рейтинга, так и имеющих самостоятельную ценность. Количество просмотров отражает интерес к теме, проблеме, а число «лайков»3 и комментариев отражает позицию читателя. Приведем анализ некоторых рейтинговых публикаций.

В 2020 году, пожалуй, самой резонансной и обсуждаемой темой стала пандемия коронавируса, о чем свидетельствует большое число комментариев к статьям на эту тему. Максимум по просмотрам (более 220 тыс.) в подборке за 2020 год набрала проповедь митрополита Тихона (Шевкунова) в день 110‑летия архимандрита Иоанна (Крестьянкина) [5] в формате видео. В архипастырском слове владыка напомнил о видении, бывшем отцу Иоанну дважды, выразив предположение, что это пророчество относится к событиям, связанным с пандемией коронавируса, а также назвал возможные духовные причины возникновения этой охватившей весь мир болезни. Примечательно, что, кроме этой публикации, в ТОП‑10 по просмотрам в 2020 году попали еще три материала на тему коронавируса.

Максимум в 2020 году по количеству комментариев набрала статья протоиерея Андрея Ромашко под заголовком «Полтора месяца самоизоляции: наблюдения приходского священника» [6], опубликованная в мае спустя полтора месяца с момента начала самоизоляции, когда верующие по причине пандемии были лишены возможности посещать храмы, особенно в праздник Пасхи. В статье священник делает выводы о том, какой была реакция прихожан на призыв Патриарха Кирилла временно воздержаться от посещения храмов, прозвучавший в проповеди 29 марта 2020 года, как отразилась самоизоляция на религиозной жизни рядовых прихожан и на экономике приходской общины.

———————
1 https://pravoslavie.ru/127045.html
2 https://pravoslavie.ru/136708.html
3 Лайк – кнопка, с помощью которой публикация в Интернете отмечается как понравившаяся, а также сама отметка – нажатие на такую кнопку.

Примечательно, что почти все комментарии (а всего их было 485), были оставлены читателями в чуть менее трехнедельный срок ежедневного активного комментирования. Эта активность, а также содержание комментариев и разнообразие мнений читателей, согласных и несогласных с позицией автора, наглядно показывает актуальность
и жизненность темы.

Первое наблюдение автора касается того, насколько прихожане вняли призыву временно не посещать храмы – люди все равно шли на богослужение. По мнению автора, это привело к росту заболеваемости и, как следствие, полному запрету на посещение храмов накануне Пасхи. Данный момент показал неготовность безоговорочного послушания верующих священноначалию, которое имело свои последствия. Второе наблюдение касается неспособности прихожан к ведению самостоятельной церковной жизни без Церкви: «…самостоятельно молиться, жить в одном богослужебном ритме с Церковью, самостоятельно вести домашнее богослужение» [6].
Самоизоляция и жизнь в отрыве от храма обнажили проблему, которая может обостриться в условиях реальных гонений на Церковь. Третье наблюдение автора – «оторванность прихожан от экономики храмовой общины» [6], – которое заключается в том, что все хозяйственные и финансовые потребности храма, по сути, касаются только настоятеля, храмовых работников и благотворителей. Сможет ли община самостоятельно содержать приходской храм собственными силами в случае необходимости? К решению этой проблемы, как показали полтора месяца самоизоляции, современные прихожане в целом оказались не готовы, делает вывод автор. Подытоживая свою статью, протоиерей Андрей Ромашко в форме риторических вопросов пригласил читателя к размышлению над теми явлениями, которые обнаружила пандемия.

В рассматриваемом материале автор в попытке дать возможность читателю взглянуть на себя со стороны прибегает к приему выдуманного прихожанина с типичным, по его мнению, поведением до самоизоляции и во время нее. В этом отрывке протоиерей Андрей, утрируя, описал человека, который по будням живет, «как все», и грешит, «как все», в выходные ходит в храм (неважно, насколько он понимает службу), иногда исповедуется и причащается для «усыпления совести», однако в условиях самоизоляции он неизбежно «расцерковляется». Такой образ, собранный в основном из недостатков отдельно взятых людей, не понравился читателям и явился одной из причин бурной дискуссии в комментариях. В общей сложности статья содержит правильные мысли для дискуссии и дальнейшей работы над собой и над устройством приходской жизни, однако сделанный автором вывод может вызвать у читателя отторжение к материалу в целом.

Максимум по числу голосов (3857) в подборке 2020 года набрала статья архиепископа Боярского Феодосия (Снегирева) «Что о коронавирусе говорили святые ХХ века» [7], в которой иерарх попытался осмыслить жизнь и деятельность Церкви в крайних ситуациях, таких, например, как пандемия коронавируса. Рассуждая о духовных причинах пандемии, владыка констатировал, что современный мир вступил в XXI век с глубокими внутренними противоречиями. Это видно и по состоянию общества, в котором часто белое называется черным, а черное – белым, и в общецерковной жизни – на примере новой ереси восточного папизма, внедряемого Константинопольским Патриархатом. Сегодня мы живем в то время, когда Господь, возможно, дает нам вразумление для переоценки нашей как внешнецерковной, так и внутренней, духовной жизни. Также архипастырь обратил внимание на то,что период временной самоизоляции и невозможности в это время вести полноценную церковную жизнь ставит перед Церковью задачу «продумать и разработать формы жизни Церкви в любых условиях, даже тогда, когда у нас наши храмы поотнимают» [7].
Эти слова относятся и к богослужению, и к совершению таинств, и к личному духовному совершенствованию в условиях возможных испытаний для Церкви. В контексте обсуждаемой темы владыка вспомнил пророческие слова некоторых святых и подвижников благочестия XX века о непростых временах, ожидающих христиан в будущем, и предположил, что эти слова относятся к пандемии, охватившей весь мир. Число откликов на публикацию подтверждает, что вопрос животрепещущий.

О пандемии коронавируса также говорилось в статье из двух частей [8; 9] Александра Потемкина. Автор, спустя всего месяц после объявления ВОЗ пандемии, заметил, что испытание под названием COVID‑19, подобно иным кризисам, высветило «несостоятельность многих мировоззренческих установок» [8] современной глобальной цивилизации. Одной из таких установок называется неоправданная надежда человека на силу прогресса, а также отождествление научно-­технического прогресса с «прогрессом человечества». Пандемия показала и то, насколько человек готов жертвовать своей свободой действий и передвижения ради жизни и безопасности окружающих (66 и 70 комментариев).

В 2019 году максимум просмотров (224 тыс.) (а также максимум голосов – 8543) набрал материал «Хирург Валерий Чеканов о тайнах жизни и смерти» [10] из рубрики «Народ Божий». Советский кардиохирург, доктор медицинских наук достаточно живым и интересным языком рассказал о своей учебе в мединституте во времена активной пропаганды научного атеизма на рубеже 1950‑х годов, о врачебной практике в непростых условиях, о людях, которые для него стали проводниками веры, несмотря на атеистическую установку в обществе, и о личной встрече с Богом. Статья отличается, с одной стороны, четкостью и последовательностью мыслей рассказчика, а с другой стороны, сравнительно небольшим количеством средств языковой выразительности и практически полным отсутствием образности речи, что делает чтение текста простым и увлекательным.

Через все повествование красной линией прослеживаются этапы духовного становления Валерия Чеканова: воспитание в мединституте на принципах материализма и научного атеизма и навязчивая мысль «неужели мы рождаемся, чтобы просто ждать смерти?» [10]; свидетельство профессора-­хирурга о загробной жизни после случаев реанимации больных; богослужение в одном из ленинградских храмов, поразившее до глубины души; книга святителя Луки (Войно-­Ясенецкого) «Очерки гнойной хирургии», написанная им между двумя ссылками за Полярным кругом; анестезиолог тетя Дуся, осенявшая себя крестом перед каждой операцией; фраза «на все воля Божия» как объяснение, почему «при одном и том же заболевании, диагнозе, состоянии больных, одинаково хорошо выполненной операции – один больной выживает, а другой умирает» [10]; первая молитва перед операцией. «Так я постепенно переставал быть атеистом» [10], – свидетельствует рассказчик. При этом обращает на себя внимание отсутствие у хирурга тщеславия и высокомерия при объективной оценке своих высоких профессиональных способностей: «институт я окончил блестяще», «у меня были только отличные оценки и красный диплом», «общую хирургию я прошел отлично, значительно шире программы» [10].

В комментариях (84) читатели оставили исключительно положительные отзывы, высоко оценив профессионализм главного героя повествования и выразив солидарность, что и в самые непростые времена Промысл Божий не оставлял человека, особенно имеющего чистое и открытое сердце.

По количествам комментариев максимум (200) в 2019 году набрала небольшая статья [11] протоиерея Андрея Ткачева на тему недопустимости внебрачного сожительства, именуемого в народе «гражданским браком». Автор рассуждает о последствиях вольного полового поведения для отдельной личности и для народа в целом, для духовной жизни и других сфер жизни и деятельности человека с позиции истории ветхозаветного Израиля. Для иллюстрации пагубности разврата отец Андрей методом интертекстуального вкрапления прибегает к авторитетному источнику – ветхозаветной книге «Числа», которая повествует о силе верного Богу народа и слабости народа развращенного. Особенно подчеркивается, что заложницей так называемого «гражданского брака» становится женщина, созданная для семейного очага и материнства, но никак не для распущенной жизни.

Для демонстрации того факта, что сожительство для современного общества встречается сплошь и рядом и стало нормой, автор приводит выдуманный диалог в форме монолога (без отвечающего, потому что ответы очевидны) («Ты не прочь со мной жить…? Если нет, то и я не прочь. Только давай без всяких обязательств…»
[11]). Однако автор тверд в своем убеждении: «…множественность прецедентов не убеждает меня назвать это нормой» [11]. Опасаясь за будущее современного общества, протоиерей Андрей выражает свою обеспокоенность, используя аллюзию на евангельское выражение «о том, что соль становится несоленой» [11] (ср. Мф. 5, 13) – морально распущенный народ будет ни на что не годен, ему не пойдут на пользу ни технологии, ни инвестиции, ни забота о социальной сфере. В заключение автор предлагает как можно чаще обращаться к священным ветхозаветным текстам, в которых очевидно прослеживается связь между добродетелями и крепостью, между беззаконием и крахом, между нравственностью и ее плодами для человека. В комментариях читатели, часть из которых, по собственному признанию, на себе ощутили последствия незаконного брака, в целом выразили единодушие с позицией автора, хотя у многих его аргументы вызвали несогласие.

Весьма обсуждаемой темой в 2019 году стал цикл статей, затрагивающих проблемы современного иконопочитания, в четырех частях [12; 13; 14; 15] (всего вышло 6 частей). Авторы, опираясь на догмат об иконопочитании, приходят к выводу о том, что использование на предметах бытового употребления священных изображений приводит к их десакрализации. Печатая иконы на упаковках и продуктах ежедневного использования, производители стремятся в корыстных целях «придать своему товару добавочную символическую стоимость в глазах православных покупателей» [12]. Авторы призвали верующих не покупать товары, нарушающие догмат об иконопочитании. Судя по количеству комментариев (от двух десятков до сотни под каждой из четырех частей статьи), тема вызвала живой отклик, ведь она связана с практической стороной жизни верующих. В целом читатели согласны с позицией авторов, хотя их мнения расходятся в частностях.

Один из постоянных авторов портала, член Союза писателей России Владимир Немыченков в материале «“Какая беспокойная ночь!” Увы… Размышления о современных богослужебных обычаях празднования Пасхи» [16], опубликованном накануне Пасхи 2019 года, коснулся проблемы понимания богослужебных текстов, а именно в Пасхальную ночь. Автор с сожалением констатировал существующую проблему восприятия на слух текстов церковных служб, которая связана как с языком их написания, так и качеством их исполнения. В тексте приводится фрагмент из рассказа А. П.Чехова «Святою ночью», в котором описана суета богослужения, препятствующая вниканию в глубокий смысл пасхального канона. Постоянное движение прихожан по храму, каждение на каждой песне канона, не предусмотренное Уставом, быстрое пение тропарей канона на распев, условно называемый «Сударыня-­барыня», сокращение службы – все это, по мнению автора, нарушает чинность службы и препятствует молитвенному настроению.

В своих рассуждениях автор привел в пример не только рассказ Чехова, но и сослался на высказывания святых отцов: преподобных Петра Дамаскина, Амвросия и Варсонофия Оптинских, сщмч. Киприана Карфагенского. Владимир Немыченков предложил не реформировать богослужение, а реставрировать его, – обратить внимание на уставные указания, которые составлялись для пользы верующих и которые сегодня часто опускаются. В комментариях (их 34) мнения читателей разделились. Представители клироса, которые, естественно, к Пасхальному богослужению устают за Страстную седмицу, высказались против строгого следования Уставу. Некоторые упрекнули автора в осуждении тех людей, которые по немощи, по семейным обстоятельствам не могут быть на длинных богослужениях, и призвали не проецировать свой духовный опыт на всех. Часть комментаторов поделилась практикой, присущей посещаемым ими храмам, где некоторые описанные в статье проблемы отсутствуют изначально. Были и те, кто в целом поддержали автора, однако на практике предложили найти некоторую середину, которая будет устраивать прихожан и не нарушать благопристойность богослужения.

Также актуальной темой 2019 и 2020 годов стал украинский церковный кризис. Причем если в 2019 году тема вызвала активность в комментировании статей на эту тему, то в последующем году интерес к проблеме снизился, судя по низкому числу просмотров, голосов и комментариев.

К наиболее просматриваемым и комментируемым публикациям 2021 года относится 18‑серийный документальный фильм «Гибель империи. Российский урок»4 о революционных событиях Февраля 1917 года, который с 22 марта начал показ телеканал «Россия 24». Автор фильма, глава Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), поставил своей задачей помочь зрителю задуматься, может быть, изучить те факты, которые привели к краху империи. Зрители по достоинству оценили труды владыки: комментаторы отметили «безупречность стиля» и подачи материала, акцент на «теме величайшей важности». Поступили также предложения «расширения данного анализа и продолжения просветительской деятельности»5, а также критические замечания об отсутствии всестороннего освещения темы. Под каждой серией пользователи обсуждали те или иные факты фильма, ставшие объектом их особого внимания, что свидетельствует о достижении проектом своей цели.

———————
4 Гибель империи. Российский урок: 18‑серийный документальный фильм. URL: https://pravoslavie.ru/138199.html (дата обращения: 06.10.2022).

5 Гибель империи… URL: https://pravoslavie.ru/138199.html (дата обращения: 06.10.2022).

Заключение

Подводя итог данному исследованию, можно сказать, что портал «Православие.ru» является информационной площадкой с огромным тематическим разнообразием, привлекает не только большое количество читателей, но и авторов. Основным преимуществом сайта является возможность обратной связи непосредственно на портале, а не только в соответствующих группах соцсетей, что дает возможность заинтересованным пользователям сразу же высказать свое мнение относительно только что прочитанного материала. В процессе анализа комментариев выяснилось, что материалы портала вызывают живую реакцию людей на поднимаемые проблемы, заставляют выступить либо с критикой, либо со словами поддержки и понимания в адрес автора, либо высказать предложения, в том числе с опорой на Священное Предание и святоотеческое наследие, а также обменяться мнениями между самими комментаторами.
Несомненно, анализ количества и содержания комментариев, а также числа просмотров, голосов и рейтинга позволяет исследователю дать объективную оценку не только отдельно взятым материалам, но и тематическим направлениям портала в целом, а также судить, насколько события церковной и социальной жизни, отраженные в публикациях портала, находят живой отклик у читателей.

Список литературы

1. Святейший Патриарх Кирилл: Миссия в Интернете важна, но не заменяет реальной приходской работы. – Текст : электронный // Православие.ru : портал. – URL: https://
pravoslavie.ru/59208.html (дата обращения: 14.09.2022).

2. Святейший Патриарх Кирилл: Православный журналист должен оставаться прежде всего церковным человеком. – Текст : электронный // Патриархия.ru : официальный сайт Московского Патриархата.–URL: http://sobor.patriarchia.ru/db/text/2770755. html (дата обращения: 10.09.2022).

3. В.Р. Легойда: В Интернете должны находить отражения традиционные ценности. – Текст : электронный // Патриархия. ru : официальный сайт Московского Патриархата. – URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/4078336.html (дата обращения: 20.09.2022).

4. Святейший Патриарх Кирилл призвал задуматься об усилении позиций Церкви в социальных сетях. – Текст : электронный // Патриархия.ru : официальный сайт Московского Патриархата.–URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4063331.html (дата обращения: 20.09.2022).

5. Тихон (Шевкунов), митр. Пророчество отца Иоанна : проповедь вдень 110‑летия архимандрита Иоанна (Крестьянкина): [видеозапись] / митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). – Изображение : электронное // Православие.ru : православный портал. – URL: https://pravoslavie.ru/130197.html (дата обращения: 15.09.2022).

6. Ромашко А., прот. Полтора месяца самоизоляции: наблюдения приходского священника / протоиерей Андрей Ромашко.–Текст: электронный // Православие.ru: портал.–URL: https://pravoslavie.ru/131211.html (дата обращения: 05.09.2022).

7. Феодосий (Снегирев), архиеп. Что о коронавирусе говорили святые ХХ века : [беседа с архиепископом Феодосием (Снегиревым)] / записал диакон Сергий Герук.–Текст : электронный // Православие. ru : портал. – URL: https://pravoslavie.ru/130278.html (дата обращения: 25.09.2022).

8. Потемкин, А. Вера и вирус. Ч. 1. Айсберг величиной в 120 нанометров / Александр Потемкин. – Текст : электронный // Православие.ru : портал. – URL: https://pravoslavie.ru/130316.html (дата обращения: 20.09.2022).

9. Потемкин, А. Вера и вирус. Ч. 2. Послание православным / Александр Потемкин. – Текст : электронный // Православие.ru : портал.–URL: https://pravoslavie.ru/130348.html (дата обращения: 20.09.2022).

10. Чеканов, В. Хирург Валерий Чеканов о тайнах жизни и смерти / Валерий Чеканов ; подготовила Ольга Рожнёва. – Текст : электронный // Православие.ru : портал. – URL: https:// pravoslavie.ru/118801.html (дата обращения: 14.10.2022).

11. Ткачев А., прот. О «гражданском браке» и прочих половых вольностях / протоиерей Андрей Ткачев. – Текст : электронный // Православие.ru : портал. – URL: https://pravoslavie.ru/120465.html (дата обращения: 15.09.2022).

12. Кнутов А., свящ. Проблемы современного иконопочитания. Ч. 1. В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании / священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков. – Текст : электронный // Православие.ru : портал. – URL: https:// pravoslavie.ru/119929.html (дата обращения: 30.09.2022).

13. Кнутов А., свящ. Проблемы современного иконопочитания. Ч. 2. Икононебрежение в печатной продукции / священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков. – Текст : электронный // Православие.ru : портал. –URL: https://pravoslavie.ru/120255.html (дата обращения: 30.09.2022).

14. Кнутов А., свящ. Проблемы современного иконопочитания. Ч. 3. Упаковка, фирменный стиль и наша ответственность / священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков. – Текст : электронный // Православие.ru : портал. – URL: https://pravoslavie.ru/120684.html (дата обращения: 30.09.2022).

15. Кнутов А., свящ. Проблемы современного иконопочитания. Ч. 4. Принципы благочестия / священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков. – Текст : электронный // Православие.ru : портал.–URL: https://pravoslavie.ru/121531.html (дата обращения: 30.09.2022).

16. Немыченков, В. «Какая беспокойная ночь!» увы… : размышления о современных богослужебных обычаях празднования Пасхи / Владимир Немыченков. – Текст : электронный // Православие.ru : портал. – URL: https://pravoslavie.ru/120819.html (дата обращения: 02.10.2022).