Актуализация «Учения о семейной жизни святителя Филарета Московского» в контексте современной системы воспитания

В статье кандидата педагогических наук Евтихеева Петра Николаевича рассматривается в контексте современной системы воспитания  малоизученное творение святителя Филарета (Дроздова) «Учение о семейной жизни» .

Для цитирования: Евтихиев П. Н. Актуализация «Учения о семейной жизни святителя Филарета Московского» в контексте современной системы воспитания. EDN: UESITG // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2024. № 1 (26). С. 143–159.

 

Актуализация «Учения о семейной жизни святителя Филарета Московского» в контексте современной системы воспитания

 

Евтихиев Петр Николаевич
кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой филологических
и церковно-практических дисциплин
Тамбовской духовной
семинарии

 

Аннотация. «Пространный Христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви», написанный святителем Филаретом, а также произнесенные им «Слова и речи» были обобщены в 1894 году священником Григорием Вышеславским в сборнике «Учение о семейной жизни святителя Филарета Московского». Актуальность данного исследования обусловлена отсутствием в светской и православной педагогике анализа работ святителя Филарета (Дроздова), касающихся вопросов организации семейной жизни. Метод сопоставления позволил выявить теоретические основы организации семейной жизни, описанные в «Учении…» святителем Филаретом, в параллельной связи с положениями теории современной педагогики семейного воспитания. Метод обобщения позволил выделить пять основополагающих наставлений святителя, касающихся воспитания родителей и детей. Базовым принципом воспитания, по мысли архипастыря, должно быть благочестие – создание в семье православной, духовной среды, которая обеспечит детям возможность гарантированной религиозной социализации.
В результате исследования выявлены перспективы адаптации основных положений «Учения о семейной жизни» в теорию современной светской педагогики. Автор полагает, что наставления святителя Филарета о семейной жизни могут быть использованы в катехизаторской деятельности клириков Русской Православной Церкви.

Ключевые слова: теория православного семейного воспитания; наставления святителя Филарета (Дроздова); религиозная социализация; воспитывающая среда.

 

Введение

Укрепление института современной российской семьи стало задачей государственной важности: Указом Президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен Годом семьи. Таким образом, научный и богословский анализ наставлений святителя Филарета (Дроздова) в «Учении о семейной жизни» (далее – «Учение…») приобретает особую актуальность.

Объект исследования – педагогическое и научно-­богословское наследие святителя Филарета (Дроздова).

Предмет исследования – наставления святителя Филарета, содержащиеся во второй части «Учения…»–«Обязанности родителей к детям» и третьей части – «Обязанности детей к родителям».

Цель исследования–выявить перспективы использования «Учения…» в современной светской педагогике семейного воспитания.

Задачи исследования:
1. Дать краткую характеристику секулярной теории семейного воспитания и выявить в ней общие основания с теорией православного семейного воспитания.
2. Раскрыть содержание наставлений в «Учении…» по организации семейной жизни.

Научная новизна исследования заключается в том, что в теорию православной педагогики введена новая информация о педагогической деятельности святителя Филарета (Дроздова) и осуществлен анализ «Учения…» с выявлением перспектив использования наставлений святителя Филарета (Дроздова) о семейной жизни в теорию и практику светской педагогики семейного воспитания.

Практическая значимость исследования заключается в:
1) в обогащении церковной дидактики содержанием «Учения…»;
2) в использовании наставлений святителя Филарета о семейной жизни в катехизаторской деятельности клириков Русской Православной Церкви.

 

Основная часть

При адаптации «Учения о семейной жизни» святителя Филарета (Дроздова) в теорию светской педагогики семейного воспитания возникает необходимость экспресс-­анализа ситуации, сложившейся между светской и православной педагогикой, в которых по-разному оценивается роль конечной цели развития личности в процессе социализации.

Общим основанием для обогащения потенциала и светской, и православной педагогики является:
1) факт реального взаимодействия между государством и Русской Православной Церковью в области образования. К такому взаимодействию призывал еще протоиерей В.В.Зеньковский, автор концепции православного воспитания, который отмечал: «При построении системы педагогики, отвечающей духу Православия, мы должны стремиться использовать все богатство педагогических идей, выработанных как религиозной, так и светской педагогикой» [1, с. 44];
2) вечный философский спор относительно определения конечной цели развития личности: а) его успешной социализации [см.: 2, с. 34–35] или б) обóжения, которое, с позиции православной педагогики, начинается с образования и воспитания;
3) потребность общества в религиозной социализации личности, которая в системе образования по-разному реализуется путем введения программы «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) на основе культурологического подхода.

Развитие теории современной педагогики семейного воспитания обусловлено «мировоззренческой трансформацией в российском обществе, нарастанием социального неравенства, сменой духовно-нравственных ориентиров», приведших «к существенным изменениям жизненных и воспитательных условий семьи» [3, с. 543].

В настоящее время исследование семейной жизни осуществляется в следующих теоретических направлениях:
1. Педагогическая теория воспитания в целом.

2. Теория семейного воспитания. Ее предмет определяется Л. Б. Бахтигуловой как «одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные педагогические действия родителей с объективным повседневным влиянием семейного быта» [4, с. 186]. Это воспитание должно начинаться с первого дня рождения ребенка, что формирует у него «первоначальные привычки, от которых в большей степени зависит и его дальнейшее поведение» [4, с. 187]. Среди причин, мешающих выстраиванию позитивных отношений между членами семьи, называют неумение родителей воспитывать своих собственных детей.
Это констатируют исследователи в области общей педагогики, социальной и православной педагогики.

3. Социальная теория семьи и семейных отношений. Фундамент семейных отношений образуют те системы ценностей, которые (не) объединяют членов семьи. Эти ценности проявляются в воспитательных векторах социализации, которые используются родителями для воспитания своих детей. К таким векторам социальная теория семьи и семейных отношений относит политическую, гендерную, экономическую, а также и религиозную социализацию, которая в современном обществе начинает играть все более значимую роль. Религиозная социализация – это конкретная направленность процесса социализации [5, с. 371]. Цель религиозной социализации заключается в «ознакомлении и усвоении личностью определенных мировоззренческих моделей (вероучения, религиозных ценностей) и поведенческих стереотипов (религиозный уклад жизни, участие в службах и таинствах)» [5, с. 371]. Т. В. Склярова указывает на важное обстоятельство: «Исследование религиозной социализации наиболее целесообразно вести в русле изучения механизма социального наследования религиозной традиции» [6, с. 36]. Очевидно, что социальное наследование религиозной традиции эффективно в условиях правильного воспитания отношения к тем или иным ценностям.

4. Теоретические основы социологии семьи и брака. Аксиомой теории семейной жизни является утверждение: воспитание должно начинаться с родителей, которые (не)создают в своей семье особую духовную среду, где у ребенка будут (не)формироваться основы религиозности. В православной педагогике является постулатом
следующее утверждение: православная религиозность формирует у ребенка «особую парадигму восприятия мира», «сотворенного Богом» [см.: 6, с. 37]. Т. В. Склярова подчеркивает, что психологическая структура религиозности верующего строится на основе разных воспитательных установок: научной, теологической, этической и др. Эти установки могут задаваться либо в светских образовательных структурах, либо в религиозных, что влияет на процесс формирования мировоззрения. Религиозная социализация человека, в нашем случае родителей, живущих по христианскому обычаю, и их сыновей/дочерей, должна всегда строиться с опорой на теологическую установку (чему, как думается, мешает поверхностная воцерковленность родителей). В этой связи протоиерей Евгений Шестун считал, что поверхностно верующий – это не до конца воцерковленный христианин; это, скорее, религиозно воспитанный христианин: «…воцерковление мы понимаем шире религиозного воспитания» [7, с. 30].

Безусловно, семейное воспитание всегда требует создания определенной воспитывающей среды, ориентированной, прежде всего, на духовно-­нравственные ценности. В этом контексте воспитывающая среда, как с позиции педагогических теорий семейного воспитания, социологических теорий семейных отношений и семейной жизни, так и по принципам «Учения…» святителя Филарета, создается с опорой на разные источники. В светской теории семейной педагогики существует большое количество вариантов воспитания, которые принципиально противоречат богословскому учению о семейной жизни (ср., например: теории природосообразности В. И. Вернадского, самовоспитания В. А. Сухомлинского, «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо и др.). Далее охарактеризуем наставления в «Учении…» по организации семейной жизни.

В своей статье [8] мы отмечали, что «Учение…», как целостный труд, не было специально написано святителем Филаретом. «Учение…» вышло спустя 27 лет после его кончины, т.е. в 1894 году [8, с. 126]. Мы отметили, что занятость святителя – административная, государственная, общественная и т.п. – стала основной причиной, не позволившей ему самому написать «Учение…». Составителем книги выступил священник Григорий Вышеславцев. Основным источником при составлении «Учения…» был «Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви», написанный святителем Филаретом. Еще одним важным источником стали «Слова и речи», подготовленные и произнесенные архипастырем в период с 1826 по 1867 г.1 Священник Григорий Вышеславцев выбрал из пятитомника «Слов и речей» только те отрывки, которые были непосредственно связаны с темой семейного воспитания. Заметим, что только в пятом томе «Слов и речей» содержится 13 отрывков (!), вошедших в содержание «Учения…».

Также нами были отмечены два важных обстоятельства:
1. «Учение…» «не только отражает религиозно-­нравственное мировоззрение святителя Филарета, но и является методологической (теоретической) основой для православной педагогики, важнейшим разделом которого является педагогика воспитания» [8, с. 132].2. Первую часть «Учения…» можно квалифицировать как «целую психолого-­педагогическую программу: как правильно духовно и психологически упорядочить свою жизнь, чтобы в ней все было на своем месте» [9, с. 84]. При этом мы подчеркнули, что эта программа касается «всех форм христианской жизни: в браке и в девстве. Последняя форма является отдельным предметом богословского анализа» [8, с. 132].

Наставления святителя Филарета даны во второй части «Учения…» – «Обязанности родителей к детям» и третьей – «Обязанности детей к родителям».

Первое наставление содержится в пятом разделе «О побуждениях к воспитанию детей». В нем святитель Филарет постулирует общее попечительское правило для всех родителей. Это правило естественное, природное для всего живого тварного мира и всегда находит отклик в родительском сердце. Инстинкт попечения присущ и «бессловесным», т.е. животным, и людям. Однако животные заботятся о своем потомстве определенное, достаточно короткое время, а человек заботится о своих детях практически всю жизнь.

Святитель так сформулировал первое наставление родителям:
а) не полагайтесь на природу в деле воспитания: природа, созданная Богом, не должна владычествовать над человеком, как над рабом;

б) пекитесь о детях. С современных христианских педагогических позиций это наставление понимается так: «Воспитание может быть правильно поставлено, когда оно понимается как спасение» [7, с. 30]. Первой ценностью должно стать памятование родителей о первородном грехе и передаче этого знания ребенку. Таким образом у него сформируется представление о свободе как пути к небесному совершенству.

———————
1 Самая последняя речь была подготовлена и произнесена в год кончины святителя – в 1867 году.

 

Это первое наставление, как духовный императив, должно наполняться внутренним содержанием, связанным с тем, что после принятия Крещения Бог посылает младенцу Ангела-­хранителя, который имеет о нем особое попечение. Нерадение об этом ангельском попечении, прежде всего в родительских молитвах, – это, по словам святителя Филарета, путь против Творца.

Второе наставление изложено в шестом параграфе «О любви родителей к детям и о начальном воспитании детей». Его краткое содержание: с любовью и бдительностью надзирай за ребенком. Родительская любовь имеет естественную, природную основу, она проявляется по инстинкту, как естественное чувство. Но она (любовь) должна ограничиваться разумом («жизненным пособием от разума»), т.е. осознаваться родителями как обязанность, которая еще не есть «самая высокая добродетель».

Надзор не должен быть жестоким. Надзор – это родительский подвиг, т.е. «сторонняя помощь» как особая родительская добродетель самопожертвования и самоотвержения, основанная на «здравом рассуждении» о воспитании своего ребенка. Ориентиры родительского надзора, основанные на природной любви к ребенку, должны быть выстроены в двух векторах: в удовлетворении потребности ребенка в игре как естественной деятельности и в общественной потребности его обучения. Родители, которые занимают детей непотребным, потакая их желаниям, тем самым забывают об их обучении.

Отсюда в семейном воспитании родительская любовь должна «стеснять саму себя» в ласках к детям, в утешениях с тем, чтобы это послужило далее стимулом к поощрению и наградам к их послушанию за поведение и «успехам в полезном учении» [10, с. 37].

Особое наставление святителя касается имянаречения младенца, что было для него самого богопромыслительно в детстве. Грамотное имянаречение – это правильный земной вектор воспитания для «союза земного бытия с небесным» [10, с. 33]. Имянаречение – это связь младенца с предками, получение через имя благословения от предков. Имянаречение в честь святых по Святцам – это получение благословения от них. Бог-­Творец не случайно дал первому человеку имя Адам, что в переводе означает человек.

Третье наставление изложено в седьмом параграфе «Учение Слова Божия о воспитании»: опираться на доступную и полезную «руководительную книгу», т.е. Библию. Она «дала добро» для воспитания народа Божия ветхозаветного и новозаветного периодов. С ее помощью можно обучить «верным правилам» человека из гражданского общества. Без этого обучения он может стать таким гражданином, который будет не годен для Царствия Небесного.

В «Учении Слова Божия о воспитании» святитель Филарет использует примеры из опыта воспитания ветхозаветного и новозаветного периодов.

Опыт семейного воспитания ветхозаветного периода подкрепляется примерами из Библии. Святитель апеллирует к «слову Господа к Аврааму», «Книге Притчей Соломоновых» и «Книге Иисуса, сына Сирахова» [10, с. 36].

Обращаясь к Аврааму, Бог дает главные правила воспитания:
1) сохранять пути Господни;
2) творить правду и суд на основе нравственного благочестия, соблюдения Законов Божиих.

Важнейшим является воспитание благочестия2. По словам святителя, «благочестие должно быть основанием и душой воспитания» [10, с. 36]. В Книге Притчей Соломоновых он затрагивает один из центральных педагогических вопросов – поощрения и наказания воспитуемых3. «Наказание» – это «наставление»: «…учи; давай полезные наставления; но также и собственно: наказывай за проступки» [10, с. 36].

По слову царя Соломона, наказывать необходимо без раздражения, соблюдая «предел суровости». Раздраженный воспитатель не может донести суть самого наставления: «Шумом раздражения заглушается голос истины» [10, с. 36–37].

———————
2 Это понятие многогранно: истинный и верный христианин любит Бога и стремится к Нему (деятельное стремление). Благочестие–это добродетель, т.е. духовно-­нравственное качество личности, позволяющее все силы души (ума, воли и сердца) направлять на беспрекословное, но по личной свободе выбора, выполнение Божиих заповедей. 3 Эта проблема является актуальной и в XXI веке в связи с либерализацией образования, при котором учащимся даются зачастую неоправданно большие права, т.е., как писал святитель Филарет, родители «дают им излишнюю свободу и легкомысленно смотрят на порывы их легкомыслия» [10, с. 37]. Здесь святителем затрагивается фундаментальная богословская проблема: что есть свобода и как ею пользоваться.

Наставление лучше произносить кратко, кротко и мирно. Наказание, по учению Иисуса, сына Сирахова, может осуществляться не только в виде наставления, но и другими способами: «Есть у тебя сыновья? учи их и с юности нагибай шею их» (Сир. 7, 25). Ветхозаветные наставления основаны на страхе Божием4, а потому они не утрачивают актуальности для современного семейного воспитания.

Святитель Филарет в описании новозаветного опыта подчеркивает, что «дух любви и свободы и в правилах воспитания смягчает древнюю строгость» [10, с. 37]. Однако общими остаются наставления, основанные на заповеди сохранения путей Господних и способах поощрения и наказания.

Осуществляя краткий сравнительный анализ наставлений по семейному воспитанию, содержащихся в Ветхом (в котором «более строгости») и Новом (в котором больше «свободолюбивой кротости») Заветах, святитель отмечает различия в них: «Ветхий Завет есть детство человечества… а Христианство есть высший возраст человечества, и его совершительное под благодатью воспитание» [10, с. 39].

Оба учения обнаруживают сходства, так как в них выделяются:
– простое «Давидово воспитание» [10, с. 38] и соответствующие к нему наставления, основанные на правилах «истинного благочестия»5;
– «любомудрое» Соломоново воспитание.

Четвертое наставление изложено в восьмом параграфе «Религиозное образование детей». Его стратегическая цель – как можно раньше «преподать детям простые, но чистые и светлые понятия о Боге и о Христе» [10, с. 40], которые могут быть усвоены еще до поступления в школу. Дошкольный период–это время простого, наивного верования в могущество и благость Бога, Который создал всё и всех на Земле. Несмотря на совершаемые грехи, Бог милует раскаивающихся «и желающих исправления» грешников [10, с. 40]. Святитель прямо обращается к родителям: «Доводите ребенка до мысли о Божестве постепенно, скажите ему языком понятным: ты видишь вокруг себя разные вещи и знаешь, что каждая из них кем‑нибудь сделана… –все сие сотворил Бог, общий Отец наш, Отец всех людей» [10, с. 40–41]. Святитель Филарет «подсказывает» родителям, как надо просто объяснить своим детям, Кто есть Бог и каковы Его свойства: Он вездесущ; Он Тот, Кого мы не видим, но любовь Которого сильнее родительской любви. Содержание этого наставления сформулировано очень эмоционально и поэтически выразительно.

———————
4 Имеется в виду отношение к Богу как к Отцу, благоговения к Богу, в воспитании добродетели, опасения оскорбить Бога нарушением Его воли, развитие особенной бдительности, смирения и молитвы.

5 Первая группа «Давидовых наставлений» позволяет «образовать доброго гражданина» для царства земного и «способного к небесному гражданству» [10, с. 38]. Ярким примером простого воспитания является отрок Давид. Он был воспитан пастухом овец, «но в нем открылся муж, способный пасти народ Божий» [10, с. 38].

Таким образом, святитель советует родителям сеять Слово Божие «на земле сердца», а благодатную среду на этой земле составляет «живая вода Святого Крещения», которая не позволяет этой земле «зарости плевелами грехов произвольных и тернием ложных и суетных помыслов» [10, с. 40].

Осознавая величие и вездесущность Бога, дети постепенно учатся:
– не произносить имя Бога всуе, ведь Он все слышит и готов всегда откликнуться на словесное вопрошание;
– молитве, которую всегда нужно творить с благоговением, что должно выражаться «во всех словах и движениях»;
– ребенок должен видеть и подражать тому, как молятся его родители: «…он не поймет еще всех слов молитвы, но поймет чувство, выражаемое поникновением головы, крестным знамением, коленопреклонением; наружное движение воздействует на его внутренность; но внушайте ему, что грех, молясь Богу, думать о другом,
и что безмолвное чувство смирения перед Богом, краткая, но сердечная молитва выше молитвы, произнесенной словами без участия сердца» [10, с. 41–42].

Таким образом, святитель Филарет выстраивает «постепенную» стратегию религиозного воспитания детей в семье, в результате следования которой сын/дочь «мало-помалу… постигнет сладость любви к Богу прежде, нежели разум его познает (выделено нами. – П. Е.) всю необходимость веры для человека» [10, с. 42].

О том, как разъяснить ребенку, Кто есть Сын Божий, святитель Филарет пишет следующее:
– Бог невидимый, но Сын Божий, любя сотворенных Отцом людей, захотел жить среди них, а потому и вочеловечился;
– Он родился, как рождаются все младенцы, от Пресвятой Девы и жил на земле, поучая всех, как надо жить свято;
– Он «восхотел даже пострадать и умереть на кресте», чтобы «очистить нас от грехов». В третий день после Своей смерти Он воскрес, затем вознесся на небо «и царствует на небе и на земле, и спасет нас» [10, с. 42].

Святитель резюмирует: «Передавайте сие не как непостижимый догмат, но как чудесный рассказ» [10, с. 43], который для взрослых – предмет обсуждения в жарких богословских и философских спорах, а для ребенка – целая картина Мира, созданного Богом-Творцом и проясненная Сыном Божием – Иисусом Христом.

Пятое наставление изложено в девятом параграфе «О благочестии как основании воспитания общественного: “ученого, делового, изящного”». Перечисленные составляющие общественного воспитания необходимы для развития любого общества, социума, в конце концов, цивилизации. «Ученое» воспитание святитель связывает с «выгодой»; «деловое» – со «славой» и «изящное» – с «удовольствием». Это воспитание, несмотря на его разную направленность, должно быть благочестивым.

Значение «ученого» воспитания святитель Филарет видит в том, что знание раскрывает реальную картину мира каждому человеку6. Однако не каждому человеку надлежит быть ученым, «как не всякому члену тела надобно быть оком» [10, с. 43]. По мысли святителя, воспитать не значит обучить наукам или конкретным предметам. Воспитание ума не исключает воспитания сердца «в учении веры» [10, с. 44]. Задача наставника (родителей) состоит в том, чтобы «посеять семена духовного учения» [10, с. 44]. Этот тезис особенно актуален для современной педагогики семейного воспитания. Благочестивое воспитание отнюдь не исключает необходимость постижения мирских наук, без которых воспитание не будет фундаментальным. Тем не менее святитель Филарет предостерегает родителей: «ученое» воспитание может сделать ребенка «надменным», он будет ослеплен «мнимым знанием и образованностью» [10, с. 44], что сделает его во взрослой жизни черствым,
гордым нигилистом. Итак, родители должны постоянно помнить, что «Учение Божественное очистит, утвердит и освятит учения человеческие» [10, с. 44].

———————
6 Святитель пишет: «Отдадим долг уважения знанию и учености» [10, с. 43].

Деловое воспитание – это приобретение детьми практических (профессиональных) навыков, которые должны реализовываться «на хорошие дела» [10, с. 45–46]. Деловое воспитание также должно строиться только на фундаменте благочестия, что будет способствовать воспитанию трудолюбивых, честных граждан общества. Обращаясь к родителям, святитель напоминает о необходимости не «меблировать их [детей] голову набором слов и понятий, а возделывать вертоград их сердца» [10, с. 45], то есть воспитывать в детях добродетели, освобождать их сердца от греховных привычек. Неправильно поставленное деловое воспитание может так же, как и «ученое» воспитание, повредить душе ребенка, в которой будут прорастать «дикие травы» дурных наклонностей. Не случайно святитель Филарет сравнивает деловое
воспитание со славой.

Изящное воспитание связывается святителем с образованием детей в области «приятных искусств» [10, с. 46]: «…церковное пение – вот приложение приятного искусства к воспитанию, достойное похвалы и поощрения» [10, с. 46]. Культивирование церковного пения в семейном воспитании «не изнеживает, как иные роды пения, возбуждает и питает возвышенные чувствования» [10, с. 46], а также «освещает душу» ребенка. Святитель Филарет вполне осознавал возможность реального использования церковного пения в семейной повседневной жизни с той целью, «чтобы из чистого увеселения… оно [церковное пение] через привычку перешло в жизнь… как бывало некогда» [10, с. 46].

Кроме того, святитель одобряет и другие песнопения «духовного и нравственного содержания» [10, с. 46]. Это наставление особенно актуально. Известно, что современные дети зачастую слушают бессодержательную музыку. Стихотворные тексты, на которые пишутся песни, во многом бессмысленны. По словам святителя Филарета, «изящное воспитание», или обучение различным видам искусств, напоминает красивые цветы, «которые не приносят плодов, и с которыми соединено терние, приятно уязвляющее» [10, с. 46]. «Искусства и познания приятные» [10, с. 47] – это не хлеб и полезная для ребенка пища, а лишь приправы к еде.

 

Заключение

В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:
1. Светская педагогика семейного воспитания базируется на ряде теорий о воспитании, которые принципиально противоречат богословскому учению о семейной жизни, основанному на божественных заповедях. И светская, и православная педагогика усматривают цель семейного воспитания в создании воспитывающей среды для ребенка, способствующей его духовно-­нравственному совершенствованию. В православной педагогике эта цель конкретизируется тем, что семейное воспитание должно осуществляться в православной, духовной среде, что обеспечит детям возможность гарантированной религиозной социализации как одной из составных частей общего процесса социализации личности (т.е. путь такой: в начале в православной семье, а затем в социуме).

2. В «Учении о семейной жизни» нами было выделено пять основополагающих наставлений святителя Филарета (Дроздова):

Первое: «пекитесь о детях», не полагаясь на природу. Родителям необходимо помнить о краткости земной жизни, за время которой они должны подготовить своих детей к жизни вечной.

Второе: любите своих детей, но «стесняйте» ее (любовь) разумом; будьте аккуратны с выбором имен своим детям; с рассуждением организуйте детям досуг.

Третье: используйте в семейном воспитании Библию, как главную «руководительную книгу», на основе которой строится вся христианская культура, в которой даны все нравственные примеры человеческого поведения, модели общения людей разных сословий, разных обществ. Для развития добродетельных качеств и формирования благочестивого настроя используйте приемы как новозаветного воспитания, так и ветхозаветного. Помните примеры простого – «Давидова» воспитания и «Соломонова» – «любомудрого и учительного», которые при правильном применении в семье дают одинаково хорошие результаты.

Четвертое: насколько можно раньше начинайте давать детям знания о Боге, Его свойствах и бесконечной любви к человеку. Будьте личным примером ребенку в чтении молитв и ежедневном обращении к Богу.

Пятое: различайте пользу и вредность ученого, делового и изящного воспитания. Основу трех видов воспитания должно составлять благочестие.

3. Адаптация «Учения…» святителя Филарета (Дроздова) в современной педагогике семейного воспитания возможна при условии, когда в теории и практике светской педагогики семейного воспитания во главе угла будут стоять родители, с которых необходимо начинать воспитание. Их обязанность заключается в приобретении элементарной катехизической грамотности. Опираясь на нее, родители получат возможность создать в семье особую духовную православную среду, в которой у ребенка будет формироваться православное мировоззрение: мироощущение, миропонимание и мировосприятие. Поэтому основу крепкой семьи должна составить именно теологическая доминанта в воспитании, а не эстетическая, этическая, экономическая или какая‑либо иная.

 

Список литературы

1. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. – Москва : Издательство Свято-Владимирского братства, 1996. – 272 с. – ISBN 5-88527-138-0.

2. Социальная педагогика : учебное пособие / авт.-сост. С.Г.Григорьева. – Казань : Казанский университет, 2018. – 97 с.

3. Дементьева, И. Ф. Теория семейного воспитания в общетеоретическом контексте социальных наук / И. Ф. Дементьева, З. Т. Голенкова. – DOI: 10.22363/2313-2272-2018-18-3-542-554 // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2018. – Т. 18, № 3. – С. 542–554.

4. Бахтигулова, Л. Б. Задачи и основы семейного воспитания, его характерные черты и проблемы / Л. Б. Бахтигулова. – EDN: HVYSWH // Лесной вестник. – 2003. –№ 4. – С. 184–192.

5. Удовиченко, М. В. Процесс религиозной социализации: типы и этапы / Удовиченко М. В. // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2015. –№ 3. – С. 371–375.

6. Склярова, Т. В. Традиции религиозной педагогики в исследовании социального воспитания / Склярова Татьяна Владимировна // Сибирский педагогический журнал. – 2014. –№ 4. – С. 35–38.

7. Шестун Е., прот. Православная педагогика / протоиерей Евгений Шестун. – Москва : Православная педагогика, 2001. – 2-е изд., испр. и доп. – 560 с. – ISBN 5-89510-010-4.