Проповедь Слова Божия как способ духовно-нравственного воспитания и просвещения (на примере пастырского служения митрополита Антония (Блума)
Предлагаем Вашему вниманию статью преподавателя Тамбовской духовной семинарии священника Алексия Злобина. В ней автор рассматривает проповедь Слова Божия в контексте пастырского служения митрополита Антония (Блума) и ее роль в духовно-нравственном воспитании и просвещении.
Для цитирования: Злобин, А. (священник). Проповедь Слова Божия как способ духовно-нравственного воспитания и просвещения (на примере пастырского служения митрополита Антония (Блума). EDN: GVIIMS // Славянский мир: духовные традиции и словесность : сборник материалов Международной научной конференции, Тамбов, 2023. С. 77–82.
Проповедь Слова Божия как способ духовно-нравственного воспитания и просвещения
(на примере пастырского служения митрополита Антония (Блума)
Священник Алексей Николаевич Злобин
магистр теологии, магистр богословия,
преподаватель Тамбовской духовной
семинарии
Аннотация. Основополагающим в деле проповеди Слова Божия является искренняя вера и горение духа. Так совершал свое пастырское служение митрополит Сурожский Антоний (Блум), целью его жизни был труд проповеди Евангелия ради просвещения и укрепления в вере православных христиан. В настоящее время пастырское служение и гомилетическое наследие владыки Антония (Блума) изучается с целью осмысления многогранности и возможностей применения его опыта.
Ключевые слова: митрополит Антоний (Блум); проповедь; духовно-нравственное воспитание; паства; Слово Божие.
ВВЕДЕНИЕ
Каждый православный пастырь в своем служении прилагает все усилия, чтобы привести людей к Благу и наставить на путь Истины. В этом непростом служении важное значение имеет проповедь. Апостол Павел справедливо замечает в послании к Римлянам: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). В сборнике мыслей русских Патриархов о важности проповеди Слова Божия в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения говорится следующее: «Слово проповедника призвано нести миру сокровища Православия, помогать людям быть образованными в самом высоком значении этого слова. Слово «образование» восходит к слову «образ». По образу и подобию Своему сотворил Господь человека. Задача образования и состоит в воссоздании, в восстановлении этого образа, разрушенного и оскверненного» [Патриарх Алексий II: 509].
То, как митрополит Антоний говорил о православной вере, при всей верности традиции, было уникально. Он сам обрел веру через чтение Евангелия. В юности это стремление прочитать Евангелие было вызвано внутренним смятением, поиском и противоречием. По мере чтения Слова Божия в молодом человеке (до монашеского пострига его имя было Андрей) возрастала убежденность в том, что Христос присутствует здесь, с ним. Андрей обрел веру, которая с тех пор никогда не покидала его. Верой в Бога будущий пастырь старался делиться с каждым человеком.
Цель исследования – отразить особенности проповеди митрополита Сурожского Антония (Блума) как способа духовно-нравственного воспитания и просвещения. Научная новизна данной статьи заключается в том, что автор впервые рассматривает проповедь Слова Божия в контексте пастырского служения митрополита Антония (Блума) и ее роль в духовно-нравственном воспитании и просвещении.
Основная часть
Священнослужитель в своей пастырской заботе о чадах Церкви призван к проповеди Слова Божия. Эта проповедь совершается не только во время богослужений, но и во многих жизненных обстоятельствах. По словам апостола Павла: «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2). В святоотеческой экзегезе есть несколько вариантов раскрытия смысла приведенного отрывка из этого послания. Представляется уместным рассмотреть мнение блаженного Феофилакта Болгарского, который замечает, что проповедовать Слово Божие следует непрестанно, прилагая все возможные усилия для этого, а также не выбирать для проповеди Слова Божия какое-то определенное время. «Проповедуй непрестанно, говори неутомимо, не однажды, а всегда. Пусть не будет для тебя определенного времени, но – во время, то есть во время мира, спокойствия и пребывания в церкви, и – не во время, то есть в опасностях и вне церкви, говори и проповедуй» [Феофилакт 2010: 178],– говорил блаженный Феофилакт. Следует отметить, что святой Феофилакт Болгарский, толкуя апостола Павла, призывает проповедовать, не ограничиваясь храмовым богослужением, чтобы предупредить духовное падение паствы: «Иные опять благовременной проповедью почитают проповедь в церкви, а безвременной – вне церкви. Или и еще иначе: не жди времени падения, но учи прежде, чем падет кто» [Феофилакт 2010: 179].
Таким образом, становится очевидным, что пастыри Церкви призваны проповедовать всегда, в любой жизненной ситуации. Священнослужитель является участником социальных отношений, поэтому он проповедует Евангелие не только словом, но и примером своей жизни.
От важности правильного построения и произнесения проповеди Слова Божия зависит многое. Из жизни митрополита Антония (Блума) можно привести пример, подтверждающий важность этого аспекта. Так, в юные годы Андрей Блум, будущий архиерей Русской Православной Церкви, был активным членом студенческого христианского движения в Париже. Для духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи в студенческом христианском движении регулярно организовывались встречи со священнослужителями. На одну такую встречу был приглашен протоиерей Сергий Булгаков, ректор Российского богословского института имени преподобного Сергия в Париже. Несмотря на выдающиеся знания в области православного богословия, протоиерей Сергий на этой встрече проповедовал так, что это явилось отрицательным примером. Много лет спустя, когда Андрей Блум принял священный сан и совершал уже архипастырское служение в Англии, вспоминал неудачную проповедь протоиерея Сергия: «Несмотря на то, что он был выдающимся богословом и вдохновлял многих взрослых, он, <…> не умел говорить с молодежью, а именно относился к молодым людям так, как будто они только вышли из детского сада» [Кроу 2021: 82]. Еще владыка Антоний, говоря о встрече с отцом Сергием Булгаковым, акцентировал внимание на речи проповедника: «Кроме того, отец Сергий говорил с нами как с глухими. Я не мог слушать столь громкую речь и плохо воспринимал смысл сказанного <…> Ничто из того, что говорил священник, не тронуло сердце подростков…» [Кроу 2021: 82]. Этот неудачный пример проповеди Слова Божия очень сильно повлиял на будущего архипастыря: «беседа с отцом Сергием не вызвала у юного Андрея живого отклика» [Злобин 2023: 75]. Митрополит Сурожский Антоний (Блум) всегда старался проповедовать так, чтобы человек не просто услышал Благую Весть, но и воспринял ее всем сердцем.
Одним из первых опытов работы с молодежью и миссионерской работы стало проведение лекций со студентами Лондона. Первою такую лекцию отцу Антонию предложил прочитать в одном из старейших учебных заведений Лондона – Королевском колледже. Подготовка к лекциям, на начальном этапе, была осложнена тем, что молодой иеромонах плохо владел английским языком. Однако несмотря на всю серьезность подготовительных мероприятий, в процессе лекции случались некоторые недоразумения. Одни из них были связаны с неправильным произношением, что приводило к некорректному пониманию молодежью некоторых тезисов
лекции. В другом случае, когда отец Антоний немного раньше закончил лекцию, модератор предложил студентам задавать вопросы священнику.
Один студент попросил разъяснить разницу православного и католического вероучения о Святом Духе. Ответ отца Антония, ввиду несовершенства английского языка, получился кратким, но богословски содержательным. Он сказал так: «Римо-Католическая Церковь: Дух – это любовь между Отцом и Сыном. И, повернувшись к доске, записал мелом 1+1=2, а не 3!» [Кроу 2021: 191]. После таких лекций пастырь сделал вывод о том, чтобы поддержать диалог с молодыми людьми и возвещать Евангельскую истину, необходимо приложить все усилия для совершенствования владения английским языком. Эти труды увенчались успехом, вскоре отец Антоний стал очень хорошо вести диалог и проповедовать на английском языке.
В своем приходском и архипастырском служении, окормляя детей и подростков, владыка Антоний сталкивался с некоторыми проблемами. Так владыка говорил о том, что среди молодежи «потеряно целое поколение» [Кроу 2021: 199]. Анализируя данную ситуацию, архипастырь смог определить причины ее появления: русские женщины, находящиеся в Англии в эмиграции, регулярно приводили своих внуков на богослужения в храм и причащение святых Христовых Таин. Такая забота бабушек о подрастающем поколении имела явный изъян, который митрополит Антоний считал одной из главных причин потери молодого поколения. Заключался этот изъян в том, что бабушки и внуки молились в храме, а родители детей игнорировали посещение храма. Следовательно, большая часть детей к подростковому и совершеннолетнему возрасту переставала приходить в храм на богослужения. Однако со временем эти молодые люди вернулись в приход. Произошло это благодаря миссионерской проповеди отца Антония. То «потерянное» поколение молодых русских людей услышало о новом энергичном священнике Антонии. Интерес привел молодежь в храм, они хотели не только услышать проповедь, но и увидеть, что происходит в общине храма. Иеромонах Антоний специально для этих молодых людей, которые жили в смешенных семьях и очень плохо владели русским языком, говорил проповеди на английском языке. Родители англичане были довольны тем, что их дети смогли найти общий язык с пастырем и становились членами приходской общины. В этом случае с уверенностью можно утверждать, что проповедническая деятельность отца Антония способствовала духовному воссоединению «потерянного» поколения молодежи не только с приходом, но и со своими родителями.
Организация на приходе воскресной школы была самой первой инициативой иеромонаха Антония (Блума). Несмотря на всем привычное наименование, школа осуществляла свою деятельность в цокольном этаже дома в Аппер Эддисон Гарденс по субботам в послеобеденное время. Занятия воскресной школы посещало двадцать детей, которые проживали в различных районах Лондона. Для проведения занятий отец Антоний организовал сплоченный
коллектив помощников. Программу воскресной школы составляли следующие предметы: русский язык, русская история, церковное пение, основы православного вероучения. Здесь следует отметить, что иеромонах Антоний сам преподавал основы православного вероучения и всегда присутствовал на других занятиях в воскресной школе, это являлось определенным вдохновением для ребят и поддерживало их огонек веры. Детям старшего возраста, которые посещали воскресную школу, пастырь старался сформировать навык формирования собственного мнения через обсуждение пройденной темы урока. В обучении детей младшей группы батюшка использовал оригинальный метод, опирающийся на образное и ассоциативное мышление: «все дети должны были представить на его месте маленькую африканскую девочку. Потом каждый из учеников подходил к «девочке» и рассказывал ей о Боге» [Кроу 2021: 203]. Такой метод помогал детям сформировать и выявить их собственные убеждения, а не отвечать пусть и правильными, но не усвоенными лично вероучительными формулировками.
Стараниями отца Антония и приходской общины с 1956 года дети из воскресной школы ездили отдыхать в русский лагерь во Франции. Отвечая на пастырскую заботу о себе, воспитанники этой школы стали друзьями митрополита Антония Сурожского на всю жизнь.
Заключение
В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что проповедь Слова Божия является одним из способов духовно-нравственного воспитания и просвещения паствы. Это было представлено на примерах из практики пастырского служения митрополита Сурожского Антония (Блума). Такой опыт заслуживает внимания и помогает сделать следующие выводы:
во‑первых, проповедь Слова Божия, рассмотренная в контексте духовно-нравственного воспитания и просвещения, представляет собой ключевой аспект взаимодействия пастыря с паствой;
во‑вторых, успешность духовно-нравственного воспитания и просвещения паствы по средствам проповеди Слова Божия взаимосвязана с личностью пастыря и его примером в слове и деле следовать Истине, Господу Иисусу Христу;
в‑третьих, проповедь как способ способов духовно-нравственного воспитания и просвещения не удерживается временными рамками, так как в разной степени она является актуальной во все времена, вследствие того, что основывается на вечной Истине, духовном опыте, отраженном в Священном Предании.
Литература
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Сретенский монастырь, 2022. 1536 c.
- Джиллиан Кроу. «Этот бесценный человек…» воспоминания о митрополите Антонии. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2021. 448 с.
- Злобин А.Н. Становление митрополита Сурожского Антония (Блума) как архипастыря // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2023. № 1(22). С. 72–84.
- Мысли русских патриархов от начала до наших дней. М.: Срет. монастырь и др., 1999. 558 с. Феофилакт Болгарский. Толкования на Послания святого апостола Павла. Ч. 2 // Серия «Толкования на деяния и послания святых апостолов блаженного Феофилакта Болгарского»: Сибирская Благозвонница: М.: 2010.– 285 с.