Возможности использования педагогического потенциала православной воскресной школы в процессе формирования исторического мышления учащихся

Предлагаем Вашему вниманию статью преподавателя Тамбовской духовной семинарии иеромонаха Савватия (Никитина), в которой автором раскрываются педагогические преимущества православной воскресной школы в развитии исторического мышления и его культуры у школьников разных возрастов, а также обосновывается тезис о том, что современное российское общество остро нуждается именно в этом типе мышления.

Для цитирования: Савватий (Никитин), иеродиак. Возможности использования педагогического потенциала православной воскресной школы в процессе формирования исторического мышления учащихся. DOI: 10.51216/2687‑072X_2023_3_179. EDN: TWSBVH // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2023. № 3 (24). С. 179–190.

 

 

Возможности использования педагогического потенциала православной воскресной школы в процессе формирования исторического мышления учащихся

 

Иеромонах Савватий
(Никитин Сергей Викторович)
старший преподаватель кафедры
филологических и церковно‑ практических
дисциплин, проректор по воспитательной
работе Тамбовской духовной семинарии

 

Аннотация. В статье определены возможности использования педагогического потенциала православной воскресной школы в процессе формирования исторического мышления учащихся. Автором раскрываются педагогические преимущества православной воскресной школы в развитии исторического мышления и его культуры у школьников разных возрастов; обосновывается тезис о том, что современное российское общество остро нуждается именно в этом типе мышления. В работе использованы системный и проблемно‑исторический анализ, обусловленные темой исследования. Автор акцентирует внимание на исторических фактах, свидетельствующих о попытках на государственном уровне сформировать у общества православное мировоззрение и культуру исторического мышления, задействуя педагогические возможности церковно‑приходских школ XIX века. Именно этой образовательной структуре во многом удавалось создавать необходимые условия для воспитания исторического мышления за счет выстраивания учебного плана вокруг обязательного для изучения предмета «Закон Божий». В статье сделан вывод о том, что современные православные воскресные школы, являясь, по сути, преемницами церковно-­приходских школ, призваны использовать опыт прошлых веков для своего внутреннего развития как образовательного института и качественного формирования культуры исторического мышления, а в конечном итоге – целостного православного мировоззрения у подрастающего поколения.

Ключевые слова: педагогический потенциал; православная воскресная школа; историческое мышление; школьное историческое образование; ценности; Закон Божий.

 

Введение

Актуальность работы обусловлена критической ситуацией, сложившейся в системе отечественного образования, связанной, в частности, с базовой ее частью– школьным историческим образованием. Более 30 лет оно развивалось в либерально-­западнической парадигме, аксиологическое ядро которой противоречит традиционным отечественным ценностям. Более того, либерально-­западнические тенденции, транслируемые через школьное историческое образование, были и остаются нацелены на вытеснение православных христианских ценностей, на основе которых веками выстраивался образовательный процесс. Очевидно, что «генезис российской педагогической традиции» уходит «корнями в историю Православия» [1, с. 92].

Окончательное вытеснение православных ценностей из этнокультурного менталитета еще не произошло, однако реальный этап его развития охарактеризован как время, в котором общество находится «в состоянии ценностной неопределенности» [1, с. 92]. Согласимся с мнением Н. В. Жужговой, что «разрешение ценностного кризиса в российском обществе и ситуации методологической неопределенности в системе исторического образования вызывает необходимость выработки новой модели формирования исторического мышления учителя и учащегося» [1, с. 92]. В связи с этим цель нашего исследования – определить возможности использования педагогического потенциала православной воскресной школы в процессе формирования исторического мышления учащихся.

 

Основная часть

Понятие «историческое мышление» нами понимается в трактовке Н. В. Жужговой как «способность к познанию исторических событий и явлений, осознание исторических процессов через обобщение сущности связей и отношений исторических событий и явлений, умения устанавливать причинно-­следственные связи» [1, с. 93].

Понятие «педагогический потенциал» квалифицируется как «определённые возможности, способности, ресурсы, направленные на формирование и развитие личности в процессе её образования» [2, с. 18]. Педагогический потенциал как понятие рассматривается в науке на трех уровнях: 1) прошлый, т.е. уже реализованный когда‑то во времени; 2) настоящий, реализуемый сегодня; 3) будущий, «т.е. завтрашний, но зарождающийся в настоящем» [2, с. 19].

На первом уровне педагогический потенциал начального церковного образования был реализован в период с 60-х гг. XIX века по 1917 год в рамках деятельности церковно-­приходских школ (далее – ЦПШ)1. Следует подчеркнуть, что ЦПШ значительно отличалась от современной ПВШ как по образовательным программам, срокам обучения, так и по количеству учебных дней в неделю (обычно пять дней в неделю: с понедельника по пятницу). С основной целью – дать начальное духовно-­нравственное воспитание и православное религиозное образование – ЦПШ в указанный период успешно справилась2.

 

———————
1 В отличие от земской школы как новой формы светски ориентированного образования. – прим. авт.

2 Об этом свидетельствуют факты укорененности огромной части взрослого населения СССР в православной вере даже в годы Великой Отечественной войны. Если судить по возрасту 50–60 лет, то именно эта часть населения получала православное образование и воспитание в ЦПШ до 1917 года.

 

Процесс возрождения этого церковного образовательного института, но уже в формате ПВШ, начался в 90-х гг. XX века, когда возникла реальная возможность использовать педагогический потенциал начального церковного образования на втором уровне.
Основными задачами этого процесса явились:
а) возвращение к той ценностной системе, которая лежала в основе педагогической системы ЦПШ в XIX веке: «Если образовательное учреждение, а в большинстве случаев и семья, в зависимости от тех или иных изменений в обществе, могут кардинально поменять цель, задачи и принципы своей воспитательной деятельности, то концепция воспитания, предлагаемая Православной Церковью, является целостной и неизменной» [4, c. 55];
б) адаптация этой модели ценностной системы к современным социокультурным реалиям.

Задачи начального образования перед современной ПВШ не стоят, поскольку оно стало частью государственной образовательной системы. По словам Е. И. Уфимцевой, целью ПВШ «является воспитание детей в системе христианских ценностей и норм поведения, обучение их основам православного вероучения, формирование навыков церковной жизни–участие в богослужениях, церковных Таинствах, а также в социальной и благотворительной деятельности прихода» [3, с. 50].

Третий уровень, связанный с возможностью использования педагогического потенциала ПВШ, накопленного в период с 90-х годов XX века по 20-е годы XXI века, совпадает с целью стартовавшего процесса реформирования современной государственной системы образования, одним из базовых оснований которого является историческое образование3. Содержание этой цели конкретизируется задачей разработки «идеальной модели ценностной системы исторического образования» [1, с. 94]. В основание этой модели следует положить:
– принцип фундаментальности;
– принцип ценности, «который связан со спецификой философского анализа, а именно выработкой жизненных ориентаций»[1, с. 94];
– принцип диалогизма, который обеспечивает «раскрытие новых смыслов, а также диалоговых форм межличностных отношений, создающих условия творческих коммуникативных отношений» [1, с. 94];
гуманитарный принцип, который «предполагает ориентацию исторического знания на человека. Одна из актуальных задач истории – ее очеловечивание» [1, с. 95].

 

———————
3 Министр образования РФ Сергей Кравцов заявлял, что историческое образование планируется ввести уже с первого класса. Но это не будут отдельные уроки. Изучение истории будет проходить в рамках других предметов, а также в рамках внеурочной и внеклассной деятельности (См. об этом: https://ug.ru/nachalo-­uchebnogo-godaizmeneniya-dlya-uchitelej-­shkolnikov-i-roditelej/).

 

Единой и для светской, и для духовной современных систем образования и воспитания является важнейшая задача по «формированию целостного человека, обладающего системой знаний и информационной стратегией их получения, субъекта интерпретирующего» [1, с. 94]. Её решение невозможно без целенаправленного развития способностей к самостоятельному историческому мышлению на основе традиционных православных и национальных ценностей. Сложности в решении этой задачи заключаются, с одной стороны, в том, что современная социальная среда чрезмерно секуляризована. С другой – современная семья перестала выполнять функции первичной религиозной социализации.

В связи с этим одной из актуальных проблем системы российского образования стало «изучение процесса возрождения традиций церковно-­приходского воскресного образования, места воскресных школ в системе религиозного образования Русской Православной Церкви, их функциональной значимости, основных направлений
деятельности, особенностей организации пр.» [3, с. 45]. Данную цитату Е. И. Уфимцевой следует пояснить. Исследователь употребляет словосочетание «церковно-приходское воскресное образование», не учитывая различий между ЦПШ и ПВШ. В своей статье, опубликованной в 2022 году, мы отметили принципиальное обстоятельство, «которое важно с позиций терминоведения. Речь идет об использовании разных словосочетаний, с помощью которых называется институт воскресной школы. Так, в исследованиях Т. Н. Коноваловой [2016] и… Т. В. Косолаповой [2017] используются термины (словосочетания) “церковно-­приходская школа” и “церковно-­приходская воскресная школа”. В исследовании Л. А. Марченко – “Православная воскресная школа”. В исследовании Е. И. Уфимцевой [2015] – “воскресная школа” и т.п.» [5, с. 134]. Мы считаем, что выявленное разночтение далеко выходит за рамки терминоведческой проблемы. Речь идет о том, что светские педагоги-­исследователи не всегда глубоко осведомлены о фундаментальных процессах реформирования систем государственного и церковного образования в XIX веке, что требует особого исследования и не является предметом анализа в настоящей статье.

Современная ПВШ является частью общей системы российского образования: ПВШ – это элемент негосударственной системы внешкольного дополнительного образования. Она является главным воспитательно-­образовательным учреждением Русской Православной Церкви и основной формой православного воспитания детей, подростков и воцерковляющихся взрослых на приходе [6; 7]. Деятельность ПВШ основывается на законодательстве Российской Федерации. ПВШ– это «добровольное, открытое, разновозрастное, вариативное по своему содержанию объединение, имеющее особый уклад жизни согласно годовому календарному церковному кругу, который способствует духовному преображению личности и воцерковлению» [8, с. 10].

Если проследить основные тенденции развития ЦПШ в России с конца 50-х гг. XIX века4, то мы сможем научно обосновать свою позицию, согласно которой именно современная ПВШ является той образовательной организацией, в которой у учащихся можно сформировать ценностную матрицу для целенаправленного развития исторического мышления.

Процесс духовной деградации России в XIX веке начался со времени правления императора Александра II, политику которого историки характеризуют как либеральную. Несмотря на проведенные им реформы (крестьянская, земская, военная, городская, образовательная и другие) и их несомненную цивилизационную значимость, ему не удалось пресечь ту волну беспрецедентного террора, который начался в 1866 году (первое покушение на Александра II) и закончился его убийством в 1881 году.

Очевидно, что участившиеся террористические акции были связаны с распространяющимся в России духовно-­нравственным кризисом, вызванным отступлением от православных духовных ценностей. Именно поэтому в 1882 году К. П. Победоносцев издал распоряжение о составлении Правил для деятельности церковно-приходских школ. В 1884 году проект Правил был рассмотрен и утвержден императором Александром III. В сопроводительной записке К. П. Победоносцев сделал акцент на роль Церкви в становлении начального образования и отметил, что «крестьянскому населению понятно и сочувственно лишь простое обучение, соединенное с церковной грамотностью»5.

 

———————
4 Первая ЦПШ, названная как воскресная школа, была открыта в Киеве в 1859 году при участии Платона Васильевича Павлова. 5 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 797. Оп. 54 (1884). Отд. 2. Ст. 3. Д. 167. Л. 5.

 

С целью исполнения принятого документа были разработаны новые учебные планы, в которых системообразующим и обязательным предметом для изучения стал Закон Божий. Целый ряд других предметов (церковно-­славянский язык, церковное пение, жития святых и др.) были призваны помогать развитию способности правильного осмысления исторических процессов и явлений. На этой основе целенаправленно с помощью педагогической поддержки формировалась культура исторического мышления, понимаемая не только как «определенный уровень знаний об историческом пути человечества» [1, с. 93], но и как совокупность знаний о языковых, формально-­логических, этнических и иных знаниях. Очевидно, что концентрация учебного плана вокруг Закона Божьего помогала ребенку включиться в процесс социальной адаптации, опираясь не на западные либеральные ценности, а на национальные, православные.

Таким образом, исторический опыт ЦПШ в построении основных предметов6 на фундаменте Закона Божьего актуален для ПВШ в современной ситуации.

Согласно православному вероучению, цель жизни человека заключается в спасении души. Однако для большей части современной молодежи словосочетание «спасение души человека» не наполнено сакральным смыслом. Следствием этого являются широко известные факты преклонения перед Западом, стремление разрушить основы традиционной семьи. Утрата понятия о сакральном смысле, т.е. всего, что посвящено Богу и связано с Ним, во многом объясняет и то, почему иногда современные дети безответственно относятся к учебе, не умеют достойно и уважительно общаться друг с другом, не ценят и не берегут природу и т.д.

 

———————
6 Русский язык, церковнославянский язык, русская история, арифметика, церковное пение.

 

Обратим внимание на то, что Ветхий Завет «начинается с повествования о происхождении мира и человека по преданиям, бытующим с незапамятных времен и хранимым Евреями. В то же время Ветхий Завет с изумительной точностью вскрывает те психологические предпосылки, которые, переходя из поколения в поколение, легли в основу человеческого поведения» [9]. В Первой Книге Бытия в доступной форме как для ребенка XIX, так и XXI века излагаются сложные процессы Божественного домостроительства. Дети современной ПВШ усваивают и осмысливают эти сложней шие процессы, перенося их в визуальные образы, т.е. в рисунки и/или раскраски [10]. Постепенно у современного ребенка складывается один объемный и многомерный образ7, который невозможно вербально и логически описать, но он ему понятен. Именно таким простым педагогическим способом можно постепенно сформировать целостную систему взглядов детей на мир – природу и общество, свое место в нем.

 

———————
7 Этот образ, а точнее «образ мира» (А. Н. Леонтьев), как показывает наша практика работы в ПВШ, можно с успехом формировать с помощью современных компьютерных технологий. Также существует множество видеоматериалов, которые могут использоваться для визуальной конкретизации текстов Книг Священного Писания.

 

Современный ребенок, обучаясь в ПВШ, транспонирует это мировоззрение и в светскую школу, в которой процесс формирования исторического мышления и культуры исторического мышления продолжается. В современной ПВШ без особого труда удается укомплектовать группы учащихся дошкольного возраста. Контингент детей младшего школьного возраста заметно сокращается к 4-му классу. В средней школе ситуация ухудшается, что объясняется перегруженностью школьных программ и иными причинами, связанными с возрастными пубертатными проблемами. Эти проблемы как актуальные для духовного образования и воспитания ставились и Святейшим Патриархом Алексием II, и Святейшим Патриархом Кириллом.

 

Заключение

Сказанное выше позволяет сделать ряд выводов:

1. Российское общество испытывает потребность в личности с развитым историческим мышлением, фундаментом которого должны являться традиционные национальные ценности.

2. Светское образование испытывает объективные сложности, связанные с ранним формированием и развитием у учащихся исторического мышления. Это связано, с одной стороны, с проблемой преподавания истории и исторических дисциплин в школе. С другой – профессиональной подготовкой самого учителя истории.

3. ПВШ является «наследницей» церковно-­приходских школ, которым в XIX веке во многом удавалось закладывать фундамент для формирования у детей еще в дошкольном возрасте исторического мышления. Это стало возможным благодаря концентрации учебного плана вокруг обязательного изучения предмета «Закон Божий». Современные тенденции в образовательном процессе ПВШ показывают, что опора на исторический опыт, а именно изучение Закона Божия и других смежных предметов может стать основой для формирования культуры исторического мышления, а в конечном итоге – целостного православного мировоззрения.

4. Современная ПВШ, развивая опыт церковно-­приходских школ, имеет реальную перспективу для своего внутреннего развития как образовательного института и педагогический потенциал, который, несомненно, связан с возможностью развития исторического мышления.

 

Список литературы

1. Жужгова, Н. В. Формирование исторического мышления в условиях современного образования / Н. В. Жужгова // Пермский педагогический журнал. – 2011. –№ 2. – С. 91–95.

2. Митрахович, В. А. Потенциал как педагогическая категория / В. А. Митрахович // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. –№ 9. – С. 16–20.

3. Уфимцева, Е. И. Воскресная школа в системе религиозного образования Русской Православной Церкви / Е. И. Уфимцева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. – 2015. – Т. 15. –№ 2. – С. 44–52.

4. Дивногорцева, С. Ю. Развитие православной педагогической культуры в современной России / С.Ю. Дивногорцева // Педагогика. – 2011. –
№ 4. – С. 50–59.

5. Никитин, С. В. Православная воскресная школа на этапе цивилизационного слома: перспективы развития / Никитин Сергей Викторович // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения : сборник статей XXIX Международной научно-­практической конференции. – Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2022. – С. 133–138.

6. Косолапова, Т. В. Духовно-­нравственное воспитание учащихся в церковно-­приходской воскресной школе : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Косолапова Татьяна Витальевна ; Иркутский государственный университет. – Иркутск, 2017. – 282 с.

7. Никитская, Е. А. Православная воскресная школа как воспитательная организация : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Никитская Екатерина Александровна ; Московский педагогический государственный университет. – Москва, 2009. – 23 с.

8. Марченко, Л. А. Реализация педагогического потенциала православной воскресной школы : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Марченко Любовь Андреевна ; Московский гуманитарный университет. – Москва, 2015. – 240 с.

9. Даниель-Ропс, А. Общее введение в Священное Писание / Анри Даниель-­Ропс. – URL: https://claret.ru/liturgy/biblia/appendix/introd.htm (дата обращения: 01.05.2023).

10. Парамонов, И. Ф. Развитие художественной культуры младших школьников в условиях воскресной школы : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания» : автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Парамонов Иван Федорович ; Уральский государственной педагогический университет. –Екатеринбург. – 2008. – 21 с.