Концепция воспитывающего обучения в «Записках по дидактике» священномученика Фаддея (Успенского) (на примере Главы II)

Статья кандидата педагогических наук Евтихиева Петра Николаевича посвящена концепции воспитывающего обучения, изложенной священномучеником Фаддеем (Успенским) во второй главе  «Записок по дидактике» . Автор статьи рассматривает ряд актуальных вопросов в системе российского образования, связанных с поиском новых подходов к развитию светской педагогической науки и практики на фундаменте христианской веры.

Для цитирования: Евтихиев П. Н. Концепция воспитывающего обучения в «Записках по дидактике» священномученика Фаддея (Успенского) (на примере Главы II) // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2022. № 3 (20). С. 112–129. DOI: 10.51216/2687-072X_2022_3_112. EDN: YNKYZG.

 

 

Концепция воспитывающего обучения в «Записках по дидактике»

священномученика Фаддея (Успенского) (на примере Главы II)

 

 

Евтихиев Петр Николаевич
кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой филологических
и церковно-практических дисциплин
Тамбовской духовной семинарии

 

Аннотация. В статье представлен анализ второй главы фундаментального педагогического труда «Записки по дидактике» священномученика Фаддея (Успенского). Актуальность обращения именно к этой части «Записок…» обусловлена несколькими причинами. Во-первых, «Записки…» были изданы архимандритом Фаддеем в Уфе в 1902 году. До недавнего времени в электронном варианте была доступна лишь первая глава, посвященная вопросам общей дидактики и получившая достаточное осмысление в диссертации Н. Н. Доненко (2020 год). Вторая глава («О преподавании Закона Божия») и третья глава («О преподавании славянского языка») были переизданы в электронном варианте в Твери лишь в 2003 году. Благодаря этому открылась возможность для исследования этих глав педагогами-практиками, работающими в воскресных школах, православных гимназиях, духовных семинариях и т.п., преподающими «Закон Божий» как системообразующий предмет. Во-вторых, в Главе 2 архимандриту Фаддею удалось сформулировать базовые положения, концептуальные принципы воспитывающего обучения и педагогическую технологию реализации этой концепции в реальном педагогическом процессе. Автор статьи высказывает предположение, что именно священномученик Фаддей (Успенский) является одним из первых, кто в начале XX века разработал концепцию воспитывающего обучения, впоследствии развитую советскими педагогами лишь в 1960–1980-е годы. В заключение отмечается ряд актуальных вопросов в системе российского образования, связанных с поиском новых подходов к развитию светской педагогической науки и практики на фундаменте христианской веры.

Ключевые слова: концепция воспитывающего обучения; концепция развивающего обучения; священномученик Фаддей (Успенский); Закон Божий; педагогический труд «Записки по дидактике».

 

 

Введение

 

Актуальность темы настоящей статьи обусловлена несколькими обстоятельствами.
1. Духовно-нравственным кризисом, возникшим в российском обществе, разрешение которого возможно только путем объединения усилий и диалога между Церковью и государством. Площадкой для подобного диалога является образование, так как именно этот социальный институт является определяющим в деле формирования личности, следовательно, непосредственным образом влияет на развитие общества и государства. Подобный диалог должен налаживаться «между светской и православной педагогикой» с помощью «обращения светских ученых к истокам православной педагогической мысли» [1, с. 4].

2. Система российского образования, особенно в начальном ее звене, требует кардинальных преобразований. В этой связи изучение опыта строительства начального народного образования, который был накоплен сщмч. Фаддеем (Успенским)1, является одной из насущных задач современной педагогической теории и историко-педагогической науки. Однако имеющиеся исследования педагогического наследия святителя Фаддея до сих пор «имеют фрагментарный характер» [1, с. 7]. Большая часть исследований не связана с его образовательно-просветительской деятельностью, так как имеет преимущественно агиографический характер.

 

———————
1 Равно как и опыт сщмч. Фаддея (Успенского) в деле совершенствования профессиональной подготовки учителей церковно-приходских школ, его дидактическое наследие и др.

 

В этих работах не выявляется «значение его наследия, (что важно) для разработки теории обучения и воспитания» [1, с. 7]. Тем не менее интерес к педагогическому наследию сщмч. Фаддея активизировался именно в XXI веке. Его опыт как педагога-новатора становится предметом исследования не только для педагогов-практиков, но и для теологов, историков, краеведов.

Цель исследования – проанализировать вторую главу «Записок по дидактике» владыки Фаддея (Успенского). Объект исследования – педагогическое и дидактическое наследие сщмч. Фаддея (Успенского).

Предмет исследования – педагогический потенциал «Записок по дидактике» владыки Фаддея (Успенского).

Научная новизна – введение в теорию педагогики новой информации о педагогической деятельности священномученика Фаддея (Успенского), в частности его концепции воспитывающего обучения.

Практическая значимость – обогащение церковной дидактики методическими разработками, которые владыка Фаддей использовал в преподавании предметов «Закон Божий» и «Церковно-славянский язык».

Методы исследования – теоретико-аналитический, исторический. С целью выявления общего взгляда на изучаемую проблему использован системный метод.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды по истории развития церковной дидактики в конце XIX – начале XX в. (Л. Н. Беленчук [2]); исследования, посвященные духовно-просветительской деятельности архиепископа Фаддея (Успенского) (К. М. Гринько [3], Н. Н. Доненко [1]); работы, посвященные анализу первого в России труда по православной педагогике – «Записок по дидактике» владыки Фаддея (Ю. В. Еригин, С. Е. Чушкина [4]), труды по православной антропологии свт. Феофана Затворника, исследования по основам православной педагогической культуры (С. Ю. Дивногорцева [5]).

Степень изученности проблемы. Среди исследований, посвященных анализу «Записок по дидактике», отметим статью Ю. В. Ергина [4]. По сути, в статье дана лишь характеристика, но не анализ, причем только Первой главы «Записок…», которая посвящена вопросам общей дидактики. Так, Ю. В. Ергин, кратко описывая Предисловие «Записок…», приводит слова владыки о том, что изданный им труд не представляет полного курса педагогики и дидактики. Рассматривается структура «Записок…», характеризуются задачи начальной школы, личностные качества учителя и т. п. Особо автор подчеркивает точку зрения святителя на:

а) предмет заботы воспитателя: «…если все заботы воспитателя направить только на изучение наук, развитие душевных способностей ребенка будет односторонним» [4, с. 140];

б) христианское воспитание, которое «является единственно правильным и сообразным с природой человека» [4, с. 140].

Не будет преувеличением отметить, что одним из фундаментальных на сегодняшний момент исследований, посвященных педагогической и образовательно-просветительской деятельности сщмч. Фаддея, является диссертация Н. Н. Доненко2. Анализируя научно-методическую деятельность владыки, представленную трудом «Записки по дидактике», состоящую из 3 глав, Н. Н. Доненко также проанализировал лишь Первую главу. Вторая и третья главы3 до сих пор не проанализированы, хотя представляют практический интерес как для преподавателей православных воскресных школы, так и для педагогов православных гимназий, духовных семинарий, в которых в качестве обязательных преподаются закон Божий, церковное пение и церковнославянский язык. Отметим, что сам святитель считал, что именно эти дисциплины являются системообразующими4, причем именно для начальной ступени образования.

 

———————
2 Анализ образовательно-просветительской деятельности и наследия владыки Фаддея осуществляется Н. Н. Доненко по следующим направлениям:
а) дидактическому, которое представлено «Записками по дидактике»;
б) методическому («рекомендации и методические разработки по преподаванию основных дисциплин содержания программы церковно-приходской школы») [1, с. 107];
в) образовательно-просветительскому: речам, беседам и проповедям.
Вероятно, что именно такой широкий охват анализируемых объектов привел к тому, что исследование Н. Н. Доненко получилось очень объемным – 272 страницы. Однако, несмотря на большой объем, в этом исследовании автор коснулся лишь части дидактического наследия сщмч. Фаддея, а именно только вопросов общей дидактики.

3 Эти главы представляют собой методические разработки по предметам «Закон Божий» и «Церковнославянский язык».
4 Так, владыка Фаддей писал: «Самый выбор предметов в церковно-приходской школе благоприятствует выполнению главной ее задачи — воспитать детей в христианском духе. Главный ее предмет – Закон Божий» [Цит. по: 1, с. 30].

 

Основная часть

Священномученик Фаддей и сторонники его идей работали в парадигме воспитывающего обучения и реализовали цели и задачи этого обучения в соответствующей образовательной организации – церковно-приходской школе. Деятельность Н. А. Корфа, В. И. Водовозова, Д. И. Тихомирова, П. Ф. Каптерева, В. П. Вахтерова и др., т. е. светских педагогов, в основном осуществлялась в земской школе. Они занимались разработкой основ новой формы5 светски (и часто профессионально) ориентированного образования – земской школы. В свою очередь, владыка Фаддей разрабатывал основы функционирования церковно-приходской школы6 как основной формы народного воспитания. В этом контексте земская школа априори должна была опираться на концепцию развивающего обучения (умственного, нравственного и т. п.), в то время как церковно-приходская школа априори могла успешно функционировать только на фундаменте воспитывающего обучения.
Это обстоятельство принципиально, однако его редко учитывают современные светские педагоги-историки. В этой связи стоит напомнить факт: к началу XX века историческое соревнование, начатое в 60-х гг. XIX века между земской и церковно-приходской школами, выигрывает церковно-приходская школа7. Кроме того, не стоит забывать, что из учебных планов земской школы постепенно стали «уходить» такие предметы, как закон Божий, церковнославянский язык и др. Это означало, что две образовательные структуры, созданные для решения единой государственной задачи – образования (обучения) и христианского воспитания (просвещения), прежде всего детей, стали отдаляться и отделяться друг от друга. В этой связи стоит отметить уникальные позиции святителя Фаддея относительно этих объективно
развивающихся процессов.

 

———————
5 Первые земские школы создаются по распоряжению правительства в 1864 году.
6 Первые церковно-приходские школы, по ряду свидетельств, открываются в
1653 году при Чудовом монастыре и в 1665 году при Спасском монастыре.
7 Так, Л. Н. Беленчук пишет: «В конце XIX в. в России существовало около 43 тыс. церковноприходских школ и более 28 тыс. земских школ, где обучалось свыше 6 млн крестьянских детей» [2, с. 81].

 

1. Относительно земских школ. При написании «Записок…»8 он руководствовался актуальной сверхзадачей для начала XX века: «…удовлетворить острую потребность в создании единого курса дидактики и методики для учителей церковно-приходских и земских школ» [Цит. по: 1, с. 108].

2. Актуальную и перспективную для XX века позицию – укоренить развитие светской педагогической науки и практики на фундаменте христианской веры9. К. М. Гринько, оценивая роль «Записок…», пишет, что в этом учебнике «впервые была выстроена единая модель преподавания» [3, c. 56] богословских предметов в начальной школе. Основу этой модели образовывали три базовых дисциплины: «Закон Божий»10, «Церковное пение» и «Церковнославянский язык», на которые «накладывалось преподавание иных дисциплин, таких как русский язык, арифметика, природоведение, экспериментальная психология, сельское хозяйство и гигиена» [3, с. 56].

«Записки…» структурированы тремя разделами:

1) Предисловие, которое содержит «Две речи на закрытие педагогических курсов для учителей и учительниц церковно-приходских школ», и главу 1 «Общая дидактика»11, в которой рассматривались задачи начальной школы, качества учителя этой школы, роль дисциплины и т. п.

2) Глава 2. «Методика Закона Божия» (с приложением семи конспектов практических уроков).

3) Глава 3. «Методика славянского языка» (с приложением четырех конспектов практических уроков).

 

———————
8 «Записки по дидактике» квалифицируются Н. Н. Доненко как учебник, методическое пособие, дидактическое пособие, методические рекомендации, хотя это разные жанры учебно-методической литературы.
9 Духовное наполнение содержания обучения и воспитания, по его мнению, «это путь духовного оздоровления как системы образования, так и общества в целом, реализуемый укреплением его связи с Церковью» [1, с. 79].
10 Н. Н. Доненко отмечает, что владыка Фаддей считал закон Божий очень важным предметом с точки зрения воспитания у учеников определенного отношения к окружающей действительности [1, с. 72].
11 В результате анализа главы 1 Н. Н. Доненко выделяет следующие тематические направления: а) основы, сущность процесса обучения, специфику подходов и методов его реализации; б) сущность понятия «воспитание», содержание концепции воспитания владыки Фаддея (Успенского); в) требования к личности учителя; г) особенности профессиональной подготовки учителя церковно-приходской школы [1, с. 108].

 

В предисловии «Записок…» и главе 1 сформулированы основы церковной дидактики. В рамках настоящей статьи дадим характеристику главе 2 «О преподавании Закона Божия». На наш взгляд, именно в этой главе четко сформулирована концепция воспитывающего обучения. Прежде чем перейти к характеристике этой концепции, отметим несколько обстоятельств.

Первое. Проблема соотнесения обучения и воспитания интересовала многих педагогов, начиная с Я. А. Коменского. Однако «ведущую роль в становлении (этой) проблемы сыграли труды представителя классической педагогики XIX в. немецкого педагога, философа и психолога Иоганна Фридриха Гербарта (1776–1841 гг.)» [6, с. 129]. При этом его идея «стала активно развиваться лишь в 60–80-е гг. XX в. при разработке теории обучения для школы и вуза» [6, с. 130].

Второе. «Записки…» публикуются в 1902 году. Из этого следует,что сформулированная в них концепция воспитывающего обучения намного опередила то время, т. е. 60–80-е гг. XX века, когда только начали основательно разрабатываться теоретико-методологические и методические основы концепции воспитывающего обучения.

Владыка, опираясь на православную антропологию свт. Феофана Затворника, приоритетным в процессе образования считал воспитание, а не обучение. Однако свой основной педагогический труд он озаглавил именно как «Записки по дидактике»12, но не как «Записки по воспитанию» или, например, образованию, что имеет свое объяснение.

К моменту опубликования «Записок по дидактике» (Уфа, 1902 г.) в России только начал активно развиваться процесс формирования научно-педагогического знания в двух направлениях: в традициях западноевропейской педагогической науки, секулярной, и в традиции святоотеческой педагогики13. Дидактика являлась основой для обоих направлений. Важно иметь в виду, что в конце XIX века дидактика только начала «выделяться из общепедагогического знания» [2, с. 82]. Но обе концепции – развивающегося обучения и воспитывающего обучения – стали формироваться именно в контексте рождающейся дидактики: «…в спектре рассмотрения вопросов дидактики выделился вопрос и о воспитывающем обучении» [6, с. 130].

 

———————
12 В ряде источников встречается и такая интересная версия названия – «Записки из дидактики».
13 Так, С. Ю. Дивногорцева пишет: «…одни ученые, под влиянием идей секуляризации, следуют в своих научных изысканиях гуманистическим идеям Запада, другие, восприняв постулаты святоотеческой литературы, идеи русских религиозных философов, – традициям православной педагогической культуры. Педагогика в их трудах получает не только научное, но и религиозное (православное) обоснование» [5, с. 152].

 

Однако дидактика в XIX веке по-разному понималась светскими и церковными педагогами. Если светских педагогов интересовали важные, но все же частные ее аспекты14, то церковных педагогов интересовали принципиальные вопросы: построение всего образовательного процесса в начальной школе на принципах христоцентричности и экклезиоцентричности. Это совсем не значит, что многие светские педагоги той эпохи не признавали взаимосвязи обучения и воспитания. Однако часто даже провозглашение ими приоритета воспитания над обучением все же носило, на наш взгляд, декларативный характер.

Святитель Фаддей понимал дидактику, прежде всего, как воспитывающее обучение, основанное, прежде всего, на изучении закона Божия, в то время как светские педагоги понимали ее как теорию обучения. Теория обучения, изучая закономерности, которым подчиняется процесс обучения, и используя новейшие психологические (для своего времени) знания о человеке, всегда была призвана разрабатывать педагогические технологии, т. е. цепочку действий и операций, выстроенных преподавателем в определенной последовательности, ориентированных на конечный (запланированный) результат обучения и обеспечивающих учащемуся его (результата) гарантированное достижение: усвоение конкретных предметных знаний, умений и навыков и т. п.

Целью же воспитывающего обучения владыка считал формирование православного мировоззрения. Дидактика его интересовала как наука, позволяющая учителю выбрать лишь правильный метод подачи учебного материала15, чтобы он воспринялся и запомнился учащимся не формально, т. е. рассудочно, а в трихотомийной парадигме свт. Феофана Затворника.

 

———————
14 Сюда относятся разные концепции наглядного обучения (П. Ф. Каптерев), предметный метод обучения (В. П. Вахтеров), вопросы обучения детей в семье, развитие самостоятельного мышления, вопросы преподавания физической культуры в школе (П. Ф. Лесгафт) и др. 15 Как писал владыка Фаддей, «с целью максимального исключения ошибок в педагогической деятельности» [1, с. 110].

 

Понятие «воспитывающее обучение» определяется как «обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием их личности»16. Как считает Н. Б. Напольских, «при таком подходе знания – это не цель, а материал строительства личности, условие ее становления» [7, с. 26]. Концепция воспитывающего обучения священномученика Фаддея рассматривается нами как одна из составных частей педагогической концепции. Понятие «педагогическая концепция» довольно сложное как по структуре, так и по содержательному наполнению, о чем свидетельствует, например, исследование Е. В. Яковлева [8]. В энциклопедических словарях данное понятие определяется как (1) система идей, (2) выводы о закономерностях и принципах организации педагогического процесса, а также методах его практической реализации.

Во-первых, принципиально важно, на какой методологической основе17 выстраивается педагогическая концепция как некая теоретическая модель будущего педагогического процесса, ориентированного на некую конечную цель образования индивида.

Во-вторых, какой современный педагогический или индивидуальный опыт конкретного педагога, возможно, и новатора18 полагается в основание концептуального замысла и специально разработанной педагогической технологии (или системы методов), с помощью которой решаются конкретные дидактические задачи, обеспечивающие достижение продекларированной в педагогической концепции цели образования.

 

———————
16 Педагогическая энциклопедия. В 4 т. Т. 1 / гл. ред.: А. И. Каиров, Ф. Н. Петров. Москва : Советская энциклопедия, 1964. С. 399.
17 В нашем случае методологической основой являются две парадигмы, в которых могут разрабатываться педагогические концепции: (1) в парадигме православной антропологии и педагогики; (2) в парадигме педагогической антропологии и светской педагогики.
18 Например, Я. А. Коменского или А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого и др.
19 Это понятие также сложное по структуре и содержанию, что представлено, например, в исследовании Е. В. Яковлева [8].

 

Содержание понятия «педагогическая концепция» в теории педагогики конкретизируется с помощью введения такого понятия, как «педагогический феномен»19. Педагогическая концепция определяется как «сложная, целенаправленная, динамическая система фундаментальных знаний о педагогическом феномене»[8, с. 10]. Понятие «феномен» определяется как доступные человеческому познанию факты, события, явления20.

В нашей версии понятие «педагогический феномен» – это доступное для понимания педагогами-практиками профессиональное знание о том, как эффективно передавать фундаментальные (и специальные) знания учащимся.

Содержанием предмета «Закон Божий» является Книга Бытия, в которой описываются всем хорошо известные конкретные факты и события, расположенные в определенной временной последовательности. Все они описаны в Библии (в разных книгах) и представляют собой систему фундаментальных знаний, которые должны передаваться из поколения в поколение, что возможно лишь с опорой на определенную педагогическую концепцию21 или философскую теорию. В соответствии с ней выстраивается и весь процесс организации педагогической деятельности22, в основание которой закладываются дидактические и воспитательные принципы. На их основе происходит выбор содержания образования.

Таким образом, путь от теории к практике педагогической деятельности требует от педагога изучения особенностей, в которых конкретизируются сущность той или иной педагогической концепции, а также (1) ее особенности, (2) содержание и (3) педагогическая технология.

Особенность концепции воспитывающего обучения святителя Фаддея проявляется, во-первых, в методологической основе, на которой она выстроена. В качестве таковой выступает православная антропология свт. Феофана Затворника. Во-вторых, в том, что в основание концепции положены два важнейших принципа православного воспитания и в целом всей православной педагогики: христоцентричности и экклезиоцентричности23.

 

———————
20 В рамках настоящей статьи мы не ставим задачу специального анализа понятия «педагогический феномен».
21 Основой педагогики является философия, которая представлена самыми разными философскими направлениями. Поэтому педагогических концепций может быть столько, сколько философских направлений было разработано человечеством.
22 Педагогическая деятельность – это «вид профессионально-трудовой деятельности, профессиональной активности учителя, в ходе которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания, осуществляется личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие учащихся» [10, с. 63].
23 Мы не рассматриваем в рамках настоящей статьи не менее важные принципы педоцентричности, нравственно-педагогического взаимодействия и нравственно-педагогического аскетизма.

 

Принцип христоцентричности является основой концепции воспитывающего обучения24. Этот принцип является важнейшим и для современной православной педагогики. С опорой на этот принцип происходит выбор содержания образования, т. е. того круга предметов, которые должны быть усвоены учащимися, начиная, прежде всего, с усвоения понятия «Бог»25.
Владыка Фаддей писал: «Чрез это дитя научается различать добро от зла и в нем постепенно раскрываются нравственные понятия. Стремление к Богу, Существу высочайшему, равным образом стремление к добру принадлежат к так называемым врожденным стремлениям человека. Поэтому-то истины веры и нравственности христианской не суть нечто совершенно новое для детей – они коренятся в самой природе души, которая по природе христианка» [9, с. 95].

Содержание концепции священномученика Фаддея, по сути, раскрыто во второй и третьей главах «Записок по дидактике». Это выражается, прежде всего, в иерархической последовательности изучения тех предметов, которые должны быть предложены для изучения ребенку: «Закон Божий» и только затем «Молитва». Владыка считал, что без объяснения ребенку роли и значения молитвы нельзя приступать к изучению ни Священной Истории, ни катехизиса, ни богослужения.

В основание педагогической технологии, которая предназначена для решения конкретных дидактических задач, обеспечивающих достижение конкретной цели православной педагогики, владыкой Фаддеем полагается самый универсальный диалогический метод, одним из вариантов которого является метод беседы26. 

 

———————
24 Владыка Фаддей, формулируя основы своей концепции воспитывающего обучения, опирался на базовые положения православной антропологии свт. Феофана Затворника, который писал: «Должно быть поставлено непреложным законом, чтобы всякая преподаваемая христианину наука была пропитана началами христианскими и притом православными. У нас самое опасное заблуждение то, что преподают науки без всякого внимания к истинной вере, позволяя себе вольность и даже ложь в том, что вера и наука – две области, решительно разъединенные. Дух у нас един. Он же принимает и науки, и напитывается их началами, как принимает веру и проникается ею» [11, с. 44].
25 «Необходимо дать понятие о Боге Творце Промыслителе, Которым все создано, Который о всем заботится и в руках Которого вся наша жизнь, затем понятие о Троичности Лиц в Боге, о том, что Второе Лицо Пресвятой Троицы, Господь Иисус Христос, будучи Богом, сделался человеком, сошел на землю для спасения людей и родился на земле от Пресвятой Девы Марии, Которая, как Матерь Божия, называется Богородицею, что Он пострадал и умер на Кресте для нашего спасения» [9, с. 97].
26 Во второй главе «Записок…» владыка Фаддей пишет: «…учитель обязан не только учить, но и воспитывать детей. Но ведь для воспитания детей в духе христианского благочестия живые беседы с детьми по Закону Божию составляют одно из наиболее действенных средств. Учитель всегда подействует на детей, если будет говорить с ними, как учил Спаситель, как жили праведные люди, о которых рассказывается в Священной Истории и т. д.» [9, с. 93].

 

Заключение

В результате проведенного анализа педагогического и дидактического наследия священномученика Фаддея (Успенского) установлено следующее.

1. Педагогическое и теоретико-методическое наследие архипастыря по разным объективным обстоятельствам исследовано недостаточно полно. «Записки по дидактике» были изданы в Уфе в 1902 году. В полной версии предисловие и три главы были изданы в электронном варианте в Твери лишь в 2003 году. Это во многом объясняет то, что из трех глав в «Записках по дидактике» основательно исследована только глава 1, посвященная вопросам общей дидактики. Во второй и третьей главах практически не исследованы конспекты таких предметов, как «Закон Божий» и «Церковнославянский язык». Именно этими конспектами могли бы пользоваться преподаватели современных православных учебных заведений, а также учителя светских школ, преподающих предмет «Основы православной культуры».

2. Актуальными остаются идеи владыки о необходимости поиска новых подходов к развитию светской педагогической науки и практики на фундаменте христианской веры. Ценным является его опыт реформирования системы российского образования, особенно в начальном ее звене. С этой проблемой сталкивается современная система российского образования.

3. Несомненен вклад святителя в развитие педагогической теории: владыка является одним из первых, кто уже в начале XX века (1902 г.) разработал концепцию воспитывающего обучения. Эта концепция, хорошо читаемая в главе 2, несомненно, должна использоваться в процессе реформирования системы российского образования.

4. Концепция воспитывающего обучения владыки Фаддея рассматривается как часть педагогической концепции. Ее особенность, в отличие от других концепций, проявляется в том, что в ее основание положены ключевые положения православной антропологии, разработанные святителем Феофаном Затворником, а также базовые принципы православной педагогики: христоцентричности и экклезиоцентричности.
5. Содержание концепции владыки Фаддея выражается в иерархической последовательности изучения следующих предметов в соответствии с принципами христоцентричности и экклезиоцентричности: «Закон Божий» как основной предмет, «Молитва», «Священная История», «Катехизис», «Богослужение».

6. В педагогической деятельности концепция воспитывающего обучения реализуется с помощью разработанной святителем педагогической технологии, в которой используется самый природосообразный для детей метод беседы. С помощью этого метода у детей постепенно формируется система фундаментальных знаний, усвоение знаний становится не самоцелью, а материалом для строительства личности ребенка.

 

Список литературы

1. Доненко, Н. Н. Образовательно-просветительская деятельность и дидактическое наследие Фаддея (Успенского) : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание кандидата педагогических наук / Доненко Николай Николаевич ; Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского. – Ялта, 2020. – 272 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/obrazovatelnoprosvetitelskaya-deyatelnost-i-didakticheskoe-nasledie-faddeyauspenskogo/read (дата обращения: 16.04.2022).

2. Беленчук, Л. Н. Развитие церковной дидактики в конце XIX – начале XX / Л. Н. Беленчук. – Текст : электронный // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. – 2020. – Вып. 59. – С. 79–90. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tserkovnoy-didaktiki-v-kontse-xix-nachale-xx-veka/viewer (дата обращения: 15.04.2022).

3. Гринько, К. М. Духовно-просветительская деятельность архиепископа Фаддея (Успенского) в конце XIX – первом десятилетии ХХ в. / Гринько Ксения Михайловна. – Текст : электронный // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – № 3–1. – С. 54–57. – URL: https://cyberleninka. ru/article/n/duhovno-prosvetitelskaya-deyatelnost-arhiepiskopafaddeya-uspenskogo-v-kontse-xix-pervom-desyatiletii-xx-v/viewer (дата обращения: 15.04.2022).

4. Еригин, Ю. В. «Записки по дидактике» Фаддея (Успенского) – первый в России фундаментальный труд по православной педагогике / Еригин Ю. В., С. Е. Чушкина. – Текст : электронный // Педагогический журнал Башкортостана. – 2017. – № 1 (68). – С. 134–145. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zapiski-podidaktike-faddeya-uspenskogo-pervyy-v-rossii-fundamentalnyy-trudpo-pravoslavnoy-pedagogike (дата обращения: 15.04.2022).

5. Дивногорцева, С. Ю. Основы православной педагогической культуры : учебное пособие / С. Ю. Дивногорцева. – Москва : Издательство ПСТГУ, 2013. – 240 с. – ISBN 978-5-7429-0839-5. – Текст : непосредственный.

6. Козлова, Н. И. Развитие теории воспитывающего обучения в истории отечественной педагогической науки / Н. И. Козлова. – Текст : электронный // Вестник ЧитГУ. – 2007. – № 4 (45). – С. 128–133. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitieteorii-vospityvayuschego-obucheniya-v-istorii-otechestvennoypedagogicheskoy-nauki/viewer (дата обращения: 16.04.2022).

7. Напольских, Н. Б. Понятие «воспитывающее обучение» в контексте современного образования. – Текст : электронный // Sciences of Europe. – 2020. – Vol. 4, No 52. – P. 25–28. – URL: https://www.europe-science.com/wp-content/uploads/2021/11/VOL-4-No-52-2020.pdf (дата обращения: 16.04.2022).

8. Яковлев, Е. В. Педагогическая концепция : методологические аспекты построения / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. – Москва : ВЛАДОС, 2006. – 239 с. – ISBN 5-691-01523-0. – Текст : непосредственный.

9. Фаддей (Успенский), архиеп. Тверской. Творения. В 2 кн. Кн. 2. Записки по дидактике / архиепископ Фаддей (Успенский). – Тверь : Булат, 2003. – 335 с. – (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви). – ISBN 5-902112-17-6. – Текст : непосредственный.

10. Верхотурова, Ю. А. Педагогическая деятельность как психолого-педагогический феномен / Верхотурова Юлия Анатольевна, Галагузова Юлия Николаевна. – Текст : электронный // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 3. – С. 62–67. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ pedagogicheskaya-deyatelnostkak-psihologo-pedagogicheskiy-fenomen/viewer (дата обращения: 16.04.2022).

11. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению : краткий очерк аскетики / святитель Феофан Затворник. – Москва : Правило веры, 1998. – 607 с. – ISBN 5-7533-0056-1. – Текст : непосредственный.