Основные направления разработки программы по Священной истории Ветхого Завета в рамках предмета «Закон Божий» (по материалам Всероссийского съезда законоучителей средне-учебных заведений в Санкт-Петербурге в 1909 году)
В статье преподавателя Тамбовской духовной семинарии священника Александра Быканова на примере материалов Съезда законоучителей средних учебных заведений проанализированы основные направления преподавания Священной ветхозаветной истории в рамках предмета «Закон Божий». Обращение автора к историческому опыту изучения библейских дисциплин и применение его в современной теории и практике духовного образования придаёт исследованию особую актуальность.
Для цитирования: Быканов А. С., свящ. Основные направления разработки программы по Священной истории Ветхого Завета в рамках предмета «Закон Божий» (по материалам Всероссийского съезда законоучителей средне-учебных заведений в Санкт-Петербурге в 1909 году) // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2022. № 3 (20). С. 145–163. DOI: 10.51216/2687-072Х_2022_3_145. EDN: ZOAYHH.
Основные направления разработки программы по Священной истории Ветхого Завета в рамках предмета «Закон Божий» (по материалам Всероссийского съезда законоучителей средне-учебных заведений в Санкт-Петербурге в 1909 году)
Священник Александр Сергеевич Быканов
старший преподаватель кафедры библеистики,
богословия и церковной истории
Тамбовской духовной семинарии
Аннотация. В статье рассмотрены основные направления в изучении Священной истории Ветхого Завета в рамках предмета «Закон Божий» на примере материалов Всероссийского съезда законоучителей светских средне-учебных заведений, состоявшегося в Санкт-Петербурге в 1909 году. Эмпирической базой исследования послужили журналы и протоколы заседаний Съезда. Актуальность исследования заключается в обращении к историческому опыту изучения библейских дисциплин в современной теории и практике духовного образования. Принцип историзма и конкретно-исторический подход позволили автору показать специфику преподавания предмета «Закон Божий» в средних учебных заведениях Российской империи в начале XX в.
В работе проанализированы полемические выступления священнослужителей относительно содержания и идейной направленности программы по Священной истории Ветхого Завета. Докладчики Съезда отметили, что в соотношении с другими предметами курса программа по Ветхому Завету в рамках преподавания Закона Божия существенно перегружена и нуждается в разумном сокращении без ущерба для духовно-нравственной составляющей учебного процесса.
В заключение автор актуализирует вопросы о содержании программы по Священной истории Ветхого Завета в рамках предмета «Закон Божий» и о применении ее основных идей на современном этапе реализации духовно-нравственной педагогической деятельности.
Ключевые слова: Всероссийский съезд законоучителей светских среднеучебных заведений; законоучитель; Священная история Ветхого Завета; программа преподавания Закона Божия.
Введение
Революционные события 1905–1907 гг. многое изменили в жизни российского общества и Церкви. В частности, возникла необходимость изменений в области светского и духовного образования. Церковь предпринимала меры, направленные на урегулирование непростой ситуации в образовательной сфере. Ряд схожих вопросов, связанных с духовно-просветительской деятельностью, существует и на современном этапе взаимодействия Церкви и общества. Следует отметить, что неотъемлемой частью миссионерского и просветительского служения Русской Православной Церкви является изучение Священного Писания, основу которого составляет процесс формирования и развития русской православной библеистики как науки.
Актуальность данного исследования состоит в изучении исторического опыта преподавания Священного Писания, в частности предмета «Закон Божий», в начальных и средних учебных заведениях Российской империи пореформенного периода применительно к современному этапу реализации духовно-нравственной педагогической деятельности.
Цель настоящего исследования – охарактеризовать основные направления в изучении Священной ветхозаветной истории в рамках предмета «Закон Божий» на примере материалов Всероссийского съезда законоучителей светских средне-учебных заведений, состоявшегося в Санкт-Петербурге в 1909 году.
В имеющихся публикациях по теме исследования представлена лишь общая характеристика прошедшего Съезда. Научная новизна нашей работы заключается во введении в научный оборот материалов Съезда законоучителей, в частности полемических выступлений церковных деятелей относительно вопроса преподавания Священной ветхозаветной истории, осмысленных сквозь призму духовно-нравственного воспитательного потенциала Священного Писания. Принцип историзма позволил охарактеризовать состояние и положение преподавания Священной ветхозаветной истории в рамках предмета «Закон Божий» в средних учебных заведениях Российской империи начала XX в.
Объектом исследования является программа Священной истории Ветхого Завета в рамках предмета «Закон Божий», представленная в контексте отечественного образования пореформенного периода.
Предмет исследования составляют полемические выступления участников Съезда законоучителей относительно возможных направлений изучения курса Священной ветхозаветной истории в рамках предмета «Закон Божий» в средних учебных заведениях.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в использовании его материалов в рамках курса духовных семинарий при преподавании дисциплины «Священное Писание Ветхого Завета».
Основная часть
С 12 по 26 июля 1908 г. в Киеве проходил IV Всероссийский миссионерский съезд, ставший важным церковно-общественным событием начала XX в. Итоговым решением, выработанным в ходе проведения Съезда, стали планы и конкретные рекомендации по противостоянию духовному кризису в обществе. В числе множества рассмотренных вопросов на Съезде обсуждалось повышение качества религиозного образования. При этом особое внимание обращалось на «должное… преподавание Закона Божиего в школах. Обучение… должно обязательно поручаться священнику и носить миссионерский характер, применительно к местным условиям церковной жизни»1. Помимо прочего, Съездом были инициированы аналогичные собрания монашествующих и законоучителей средних учебных заведений2.
В указанный период в средних учебных заведениях предмет «Закон Божий» структурно состоял из ряда отделов: Священной истории Ветхого и Нового Заветов; учения о богослужении Православной Церкви; катехизиса; церковной истории до Константина Великого; церковной истории общей и русской; вероучения и нравоучения Православной Церкви [1].
Учитывая то, что на другие предметы дети должны были тратить 6–8 часов в неделю, законоучителям гораздо проще было относиться к своему предмету как к обычному школьному курсу, то есть выставлять баллы за знание того или иного текста либо сюжета. Все сводилось к тому, что «благодаря современной бюрократической школе… сущность этого высокого учения с самого детства связана в воображении образованного человека с неподвижным, мертвым ритуалом, с таким окаменелым церемониалом, который говорит только о том, что жизнь давно отлетела от него» [Цит. по: 2].
На различных педагогических курсах, собраниях и съездах законоучителей, при проведении открытых уроков, в публикуемых научно-педагогических работах велось обсуждение вопроса об эффективности проведения уроков Закона Божия, прежде всего в плане нравственного воздействия на учащихся и оптимизации методики преподавания [3]. В контексте образовательных проблем одним из наиболее значимых мероприятий стало проведение в Санкт-Петербурге с 20 июля по 1 августа 1909 г. Всероссийского съезда законоучителей.
———————
1 Свод положений Четвертого Всероссийского миссионерского съезда в гор. Киеве, представленный Синодом (1908 г.) // Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина. URL: https://www.prlib.ru/item/466762 (дата обращения: 04.04.2022).
2 Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1908–1909 годы // Государственная публичная историческая библиотека России. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/23092-za-1908-1909-gody-1911
(дата обращения: 04.04.2022).
Председательствовал на Съезде преосвященный Антоний (Каржавин), епископ Тобольский; помощниками его были назначены викарии Санкт-Петербургской епархии – епископ Гдовский Кирилл (Смирнов)3 и епископ Нарвский Никандр (Феноменов), а также председатель Учебного комитета при Святейшем Синоде протоиерей Димитрий Беликов. Всего в работе Съезда приняло участие 154 законоучителя.
Заседания Съезда проходили в здании Училищного совета при Святейшем Синоде в Петербурге. Всех участников объединяла одна цель, которую озвучил председатель первой комиссии Съезда епископ Кирилл (Смирнов): «Святейший Синод созвал Всероссийский съезд законоучителей для цели исправления существующего порядка преподавания Закона Божия, и, следовательно, в задачи съезда входит исправление всех программ и недочетов постановки преподавания Закона Божия, от кого бы они
ни исходили и кем бы ни были изданы» [4].
В ходе заседаний был рассмотрен ряд важнейших вопросов, касающихся преподавания Закона Божия: объем и содержание учебного курса, единый порядок назначения учителей, совмещение приходской и учительской деятельности, духовные вопросы (посещение богослужений, духовное руководство, исповедь, общая молитва), учебники и учебные пособия4.
Одной из доминирующих проблем в сфере как церковного, так и светского образования стало наличие устаревшей программы преподавания. Известный церковный деятель конца XIX в. И. М. Покровский об этом писал так: «Дело не в количестве, а в качестве учения. Остается вечная надежда на какие-то хорошие методы преподавания. Всю жизнь ищем, ищем, обкладываемся книгами, учебниками, которых за время реформы школьной с половины прошедшего столетия вышло более 400» [5].
На Съезде законоучителей особое внимание было уделено методике обучения и составу предмета. Вопрос заключался в усовершенствовании и дальнейшей разработке имеющейся методики преподавания Закона Божия и ее интеграции в новую, уже существующую систему. Реальность была такова, что действующие программы и методики не отвечали культурным и социальным переменам в обществе и, следовательно, нуждались в реформировании [6].
———————
3 Немаловажную роль при рассмотрении программ по Закону Божию сыграл председатель комиссии – епископ Гдовский Кирилл (Смирнов), будущий священномученик. Будучи архиепископом Тамбовским (30 декабря 1909 г. – 1 апреля 1918 г.), иерарх уделял большое внимание церковно-приходским школам епархии; также входил в состав делегации, которая в октябре 1917 года вела переговоры с Временным правительством о судьбе церковно-приходских школ.
4 Журналы и протоколы заседаний Всероссийского съезда законоучителей светских средне-учебных заведений, состоявшегося в 1909 году. Санкт-Петербург : Синодальная типография, 1909. С. 3–4. URL: https://www.prlib.ru/item/1132272 (дата обращения:
04.04.2022).
По предложению председателя из участников Съезда были образованы 4 комиссии: 1) для рассмотрения программ по Закону Божию; 2) для рассмотрения методов преподавания; 3) по вопросу о внешкольном отношении о. о. законоучителей к воспитанникам; 4) по предварительному рассмотрению поступивших и поступающих в ходе работы Съезда заявлений и обращений, а также прочих вопросов. Председателем первой комиссии был избран епископ Гдовский Кирилл (Смирнов)5. Тамбовский
священник Василий Архангельский впоследствии отмечал, что «…воспоминания о работах этой комиссии есть в тоже время самыя светлыя воспоминания о нашем новом епископе Кирилле (епископ Кирилл был назначен на Тамбовскую кафедру 30 декабря 1909 г. – А. Б.), который тогда очаровал всех своею энергией, тактичностью и образованностью и котораго при прощании о. о. законоучителя искренно благодарили за понесенные им чрезмерные труды и любезное отношение к членам съезда»6.
Первое заседание комиссии под руководством епископа Кирилла прошло 21 июля. Основным вопросом для обсуждения стало количество часов, установленное для предмета «Закон Божий» в различных средних учебных заведениях. Комиссия признала необходимым выработать одну общую программу, «так чтобы каждый, окончивший среднюю школу, выносил в жизнь определенный минимум религиозных познаний, создающий руководящее в жизни православно-христианское миросозерцание»7.
Вопросу о возможном сокращении программы по Священной истории Ветхого Завета было посвящено заседание первой комиссии 23 июля 1909 г. На предшествующих Съезду совещаниях отмечалось, что большой объем программы идет в ущерб изучению более важных в религиозно-воспитательном отношении предметов.
———————
5 Журналы и протоколы заседаний Всероссийского съезда законоучителей светских средне-учебных заведений, состоявшегося в 1909 году. Санкт-Петербург : Синодальная типография, 1909. С. 6. URL: https://www.prlib.ru/item/1132272 (дата обращения: 04.04.2022).
6 Архангельский В., свящ. О законоучительстве в начальной школе : (по протоколам Всероссийского съезда законоучителей в Петербурге) // Тамбовские епархиальные ведомости. 1910. № 5, неоф. ч. С. 156.
7 Журналы и протоколы заседаний Всероссийского съезда законоучителей светских средне-учебных заведений… С. 52.
С критикой имеющихся руководств по данному курсу выступил протоиерей Розанов (в оригинале документа указаны только фамилии священников. – А. Б.), отметивший, «что ни один отдел курса Закона Божия не поставлен так слабо, как программа по Священной истории, хотя именно по ней написано наибольшее количество руководств»8. Докладчик указывал на массу неточностей, допускаемых авторами при изложении библейских рассказов и свидетельствующих о том, что учебные руководства пишутся «по навыку, на память, без справки с Библией»9.
Существенный недостаток заключался в самой программе предмета: в выборе и группировке библейских событий, в отсутствии внутренней связи между ними, их правильной интерпретации. Составители Священной истории все внимание обращали на то, чтобы представить в хронологическом порядке ряд рассказов в назидательном для них тоне, при этом упуская из виду главную задачу – ясное изложение и последовательный порядок богооткровенного учения о происхождении мира и человека, цели мироздания и назначении человека, его падении и обязательной его борьбе со злом, приготовлении искупления и самом искуплении. Протоиерей Розанов в своем докладе отметил, что практически «вся внутренняя религиозно-нравственная сторона ветхозаветной истории – учение веры, прообразы, пророчества, богослужения и т. п. – излагаются обыкновенно, как бы мимоходом… как материал побочный, не имеющий особеннаго интереса для детей»10. В самом понятии о Боге гораздо более выражается «Его строгий суд, чем Его бесконечная благость, премудрость и промыслительность»11.
Причиной нареканий к программе курса стало еще и то, что материал, подобранный составителями учебников без ярко выраженной цели, не способствует в полной мере «выработке религиозного миросозерцания в детях»12. Таким образом, епископ Кирилл (Смирнов) вынес на обсуждение вопрос: прежде чем говорить о сокращении курса, необходимо решить, какую задачу должен преследовать законоучитель.
———————
8 Там же. С. 318.
9 Там же.
10 Там же. С. 321.
11 Там же.
12 Там же. С. 244–246.
24 июля состоялось заседание, на котором была развернута дискуссия по данному вопросу. Профессор-протоиерей Соллертинский, протоиерей Петровский и священник Артоболевский представили проекты своих программ, где указывали, что безусловно необходимо оставить, а что – сократить. Первым представил свою программу священник Артоболевский, предложивший исключить следующие истории:
– разлучение Авраама с Лотом;
– освобождение Лота из плена;
– явление Бога Аврааму у дуба Мамврийского;
– супружество Исаака;
– пребывание Иакова у Лавана;
– о скинии (т. к. данный материал встречается при изучении богослужения);
– суд Божий над Аароном и Моисеем;
– суд Божий над язычниками при завоевании Земли Обетованной.
По мнению священника Артоболевского, «нет необходимости особенно останавливать внимание детей на событиях, свидетельствующих о греховности людей, чтобы у них не сложилось убеждение, что греховное состояние людей неизбежно и как бы нормально»13. Имеются в виду следующие события:
– слава Соломона, его слабости и суд Божий над ним;
– о Валтасаре;
– гордость Навуходоносора и его наказание;
– история Есфири и Мардохея;
– построение храма самарянами;
– религиозные секты у евреев.
Второй докладчик, протоиерей Петровский, предложил опустить следующие истории как не имеющие отношения к мессианской идее:
– разлучение Лота с Авраамом;
– освобождение Лота из плена;
– Агарь и Измаил и проч.
———————
13 Журналы и протоколы заседаний Всероссийского съезда законоучителей светских средне-учебных заведений….
Третий докладчик, протоиерей Соллертинский, положивший в основу преподавания идею «царства Божиего», установил следующие моменты развития этой идеи:
1. Царство природы, или царство естественное (от сотворения мира до наказания людей за грех).
2. Обетование Божие в первоевангелии и отчуждение людей от жизни в Боге.
3. Теократия патриархальная. В этот период люди далеко ушли от Бога и зло взяло верх над добром. Для Божественного домостроительства требовалось избрать народ для сохранения истины, и в лице Авраама таким народом был избран народ еврейский.
4. Теократия в форме общественного учреждения (храм, богослужение и проч.).
5. Теократия в форме государственного учреждения (избрание царей).
6. Теократия пророческого периода.
7. Возрождение национальной теократии и постепенный ее переход в универсальную теократию единого Пастыря Иисуса Христа (возвращение евреев из плена, Александр Македонский, построение храма самарянами и проч.)14.
После данного доклада епископ Кирилл предложил членам комиссии высказаться относительно плана распределения учебного материала и озвученных руководящих идей.
Протоиерей Голосов (г. Омск) высказал возражения против проекта протоиерея Петровского. Он отметил, что трудность проведения важной идеи о Мессии, прежде всего, заключается в том, что во всех событиях пришлось бы искать прообразовательное мессианское значение, «прибегая к искусственности и натяжкам, т. е. спутывать детское мышление»15. Нельзя также принять идею профессора об истории еврейства как процессе постепенного развития религиозного дела, поскольку этот взгляд указывает на необходимость проводить в Священную историю провиденциальную точку зрения, что может лишить курс единства и целостности. Протоиерей Голосов считал, что в основу преподавания следует положить такую идею, которая отличалась бы всеми качествами, делающими ее доступной и полезной для ребенка.
———————
14 Там же. С. 246–247.
15 Там же. С. 248–249.
Такой идеей может стать идея нравственная. В этом случае законоучителю прежде всего необходимо выявлять нравственный смысл исторических событий. Завет Божий с людьми есть главным образом «союз» для обоюдной борьбы с грехом, в решительные моменты которой «является Сам Бог, Который всемогущей десницей поворачивает громадное колесо истории»16. Сама идея борьбы с грехом достаточно конкретна и вполне доступна для детского понимания.
План развития нравственной идеи в событиях Священной истории протоиерей Голосов видел следующим образом:
а) история Адама и Евы (первый акт общечеловеческой борьбы с грехом – «семя жены сотрет главу змия» (Быт.);
б) Каин и Авель (грехопадение Каина, смерть Авеля как невинно пострадавшего за свое благочестие);
в) развитие зла в потомстве Каина. Всемирный потоп (Бог Своею всемогущей силой прекращает распространение зла на земле);
г) дети Ноя (во время потопа погибли люди, но зло не погибло). Крайнее развращение народов, выразившееся в построении Вавилона, снова вызывает карательное вмешательство Бога;
д) Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф (избранное потомство руководится самим Богом в своей борьбе с нечестием, злом и идолопоклонством);
е) Моисей (три средства к поднятию в избранном народе нравственной энергии: египетское иго, дарование закона на Синае, сорокалетнее странствование);
ж) судьи, цари, пророки (борцы со злобой мира и провозвестники новой жизни)17.
Подводя итог обсуждению идей, которыми могли бы руководствоваться законоучителя, епископ Кирилл отметил, что, «сравнив указания трех докладчиков… я вижу, что, ставя каждый свои идеи… докладчики во многом сходятся между собою в сокращениях и тем самым показывают, что можно провести любую идею на гораздо меньшем материале». Председатель обратил внимание собравшихся на первоначальную постановку вопроса – объемкурса Священной истории Ветхого Завета. Когда речь идет о двух уроках Закона Божия в неделю, при том что не менее учебного времени следовало посвятить повторению молитв и основ вероучения, неизбежно возникает необходимость отбора имеющегося материала.
16 Журналы и протоколы заседаний Всероссийского съезда законоучителей светских средне-учебных заведений… С. 248–249. 17 Там же.
Вопрос о возможности сокращения программы был поставлен на голосование, в ходе которого положительное решение было принято единогласно18.
Таким образом, Съезд не высказался окончательно в пользу какой-либо одной идеи, однако многие его участники отметили, что идея, предложенная протоиереем Голосовым, «имеет очень надежное будущее», что подтвердилось на первом заседании второй комиссии, признавшей необходимым, чтобы «при систематическом преподавании Закона Божия обязательно вносить в каждый урок нравоучительный элемент, применительно к возрасту, умственному и нравственному состоянию детей, пользуясь для этого назидательными примерами из житий святых и современной жизни» [7].
Далее последовало обсуждение вопроса: какие события Священной истории при изучении предмета можно было бы опустить? Отметим, что полемика касательно пропуска или, наоборот, оставления в программе некоторых событий шла достаточно активно, из-за чего ряд вопросов был поставлен на голосование:
а) казнь Содома и Гоморры (за сохранение – 33, против – 24);
б) супружество Исаака (за сохранение – 30, против – 19, несколько воздержались);
в) победа Давида над Голиафом (за сохранение – 18, против – 30);
г) преследование Давида Саулом (за сохранение – 33, против – 37)19.
В итоге по окончании обсуждения на заседании комиссии 26 июля 1909 г. была утверждена примерная программа преподавания Священной истории Ветхого Завета для 1-го класса средних учебных заведений. Общий отчет о проделанной комиссией работе был представлен епископом Кириллом на вечернем собрании всех участников съезда 30 июля.
———————
18 Там же. С. 253–254.
19 Там же. С. 258–263.
По окончании заседаний Съезда председателем была представлена докладная записка о его результатах, разосланная для ознакомления во все ведомства, в подчинении которых находились учебные заведения. Полученные отзывы были рассмотрены Синодом уже в 1910 г.; тогда же состоялось и окончательное определение по журналам съезда. Кроме того, законоучительским съездом было разработано особое «воззвание» к обществу, в котором «все учащия и воспитывающия в школах лица, семьи и все православное общество призываются к содействию законоучителям в деле осуществления святого их призвания – насаждать сокровища веры в умах и сердцах юнаго поколения, привести детей через Церковь к Господу укоренением в них добрых навыков и благочестивой настроенности»20.
31 августа 1910 г. на имя Преосвященнейшего Кирилла, епископа Тамбовского и Шацкого, из Святейшего Синода был направлен Императорский указ № 28 по постановлениям прошедшего Съезда законоучителей. В указе отмечалось: «…как видно из поступивших… отзывов, подлежащия ведомства находят, что бывший съезд… в общем правильно понял и удачно наметил пути к поднятию преподавания Закона Божия на должную высоту»21. Постановления съезда с учетом имевшихся отзывов прошли ряд обсуждений в Синоде, после чего был признан целесообразным комплекс мероприятий, касающихся учебной части и религиозно-нравственного воспитания учащихся. При прохождении программы учащихся необходимо было ознакомить непосредственно со Священным Писанием как основным источником вероучения, для того «чтобы все преподанное в школе учение веры и нравственности укрепилось в сознании их, как основанное на слове Божием» 22. Преподавание как Ветхого, так и Нового Завета должно вестись «живою речью, согретой религиозным чувством, в связных, проникнутых общей мыслию рассказах и сопровождаться широким применением наглядных священно-исторических пособий»23.
———————
20 Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1908–1909 годы. С. 212. // Государственная публичная историческая библиотека России. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/23092-za-1908-1909-gody-1911 (дата обращения: 04.04.2022).
21 Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, Из Святейшего Правительствующего Синода, 1910 г. № 28 на имя Его Преосвященства, Преосвященнейшего Кирилла, епископа Тамбовского и Шацкого, по постановлениям бывшего съезда законоучителей средних учебных заведений // Тамбовские епархиальные ведомости. 1910. № 39. С. 764.
22 Там же.
23 Там же. С. 767.
Законоучителям вменялось в обязанность пользоваться библейским текстом во всех случаях, где это окажется возможным. При этом внимание преподавателя должно быть сосредоточено на событиях, имеющих значение в деле Божественного домостроительства, спасения; история еврейского народа должна входить в курс лишь постольку, поскольку она связана с самой идеей этого домостроительства. Данным указом получила окончательное утверждение примерная программа по Священной истории Ветхого Завета, разработанная на заседаниях первой комиссии Съезда 21–30 июля 1909 г.
Один из участников Съезда, профессор Церковного права Н. Д. Кузнецов, отмечал, что «законоучители могут представлять из себя большую нравственно-духовную силу, которую следует оберегать не только Церкви, но и русскому государству» [8].
Проведение Съезда способствовало тому, что на губернском уровне и в рамках уездных методических объединений были предприняты меры по профессиональной подготовке законоучителей. Всероссийский съезд законоучителей единогласно постановил всюду создавать братства или союзы законоучителей. Органом, объединяющим союзы, должны были стать съезды законоучителей – районные, окружные и всероссийские [9]. Предпринятые меры призваны были помочь законоучителям достойно преподавать важнейшие события Священной истории, стать добрым примером жизни во Христе для учащихся, расположить их следовать этому учению, а именно: иметь в себе страх Божий, усердие, кротость, терпение, любовь, отеческую строгость и степенность [10].
Заключение
Таким образом, на примере материалов Съезда законоучителей средних учебных заведений была дана характеристика основных направлений преподавания Священной ветхозаветной истории в рамках предмета «Закон Божий». Большой объем корпуса ветхозаветных книг поставил членов комиссии перед вопросом о необходимости разумного сокращения объема изучаемого материала.
Для формирования христианского мировоззрения будущих выпускников средних учебных заведений пореформенного периода в процессе преподавания было важно не упустить из виду главную задачу Закона Божия – изложение богооткровенного учения о происхождении мира и человека, цели мироздания и назначении человека, его падении и борьбе со злом, приготовлении искупления и самом искуплении. Для решения данной задачи на заседаниях комиссии были рассмотрены основные идеи для изложения библейских повествований – «идея царства Божия» (профессора-протоиерея Соллертинского), «мессианская идея» (протоиерея Петровского) и «нравственная идея» (протоиерея Голосова).
Как представляется, утвержденная в 1910 г. программа в целом соответствует имеющимся на сегодняшний день требованиям. Исключение из нее тех или иных ветхозаветных событий не оказывает существенного влияния на общее направление курса. Основные идеи преподавания курса, представленные в докладах участников Съезда, не утратили актуальности – каждой из представленных концепций можно руководствоваться в процессе преподавания предмета «Закон Божий» на современном этапе духовно-нравственного просвещения.
Список литературы
1. Синельников, С. П. Преподавание Закона Божия в учебных заведениях России до 1917 года / С. П. Синельников. – Текст: электронный // Богослов.ru : научный богословский портал. – URL: https://bogoslov.ru /article/453126 (дата обращения: 04.04.2022).
2. Веременко, В. А. Преподавание «Закона Божия» в средней школе России во второй половине XIX – начале ХХ в. / В. А. Веременко. – Текст : электронный // Роман с Клио : сборник научных статей и юбилейных материалов, посвященный 60-летию С. Н. Полторака. – Санкт-Петербург : Европейский Дом, 2016. – С. 157–167. – URL: https://istmat.org/node/57198 (дата обращения: 04.04.2022).
3. Дивногорцева, С. Ю. Канонизированные новомученики и исповедники Русской Православной Церкви: их педагогическая деятельность и взгляды на рубеже XIX–XX вв. / С. Ю. Дивногорцева. – Текст : непосредственный // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4. Педагогика. Психология. – 2018. – Вып. 48. – С. 92–104.
4. Казерова, Н. В. Всероссийский съезд законоучителей светских среднеучебных заведений 1909 года / Н. В. Казерова. – Текст : непосредственный // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4. Педагогика. Психология. – 2007. – Вып. 1 (4). – С. 161–174.
5. Трофимов, И. А. Образ законоучителя средней светской школы в воспоминаниях священников конца XIX – начала XX в. / И. А. Трофимов. – Текст : непосредственный // Христианское чтение : научный журнал Санкт-Петербургской духовной академии Русской Православной Церкви. – 2020. – № 1. – С. 217–224.
6. Бычкова, В. М. Некоторые моменты из истории преподавания Закона Божия в России / В. М. Бычкова. – Текст : непосредственный // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4. Педагогика. Психология. – 2009. – Вып. 1 (12). – С. 7–20.
7. Казерова, Н. В. Опыт законоучительских съездов в развитии религиозного образования в России / Н. В. Казерова. – Текст : электронный // VIPERSON=Веперсон : информационно-аналитический портал. – URL: http://viperson.ru/articles/kazerova-n-v-opyt-zakonouchitelskih-s-ezdov-v-razvitii-religioznogoobrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 04.04.2022).
8. Кузнецов, Н. Д. Дух времени, потребности общества и принципы преподавания Закона Божия (речь и доклад, прочитанные на первом всероссийском съезде законоучителей светских учебных заведений в Петербурге) / Н. Д. Кузнецов. – Текст : электронный // Азбука веры : православный портал. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznecov/duh-vremeni-potrebnosti-obshhestvai-printsipy-prepodavanija-zakona-bozhija/ (дата обращения: 04.04.2022).
9. Архипова, Н. Е. Союз нижегородских законоучителей: создание и деятельность (1902–1918 годы) / Н. Е. Архипова. – Текст : электронный // Научный диалог. – 2020. – № 2. – С. 288–307. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soyuz-nizhegorodskih-za-konouchiteley-sozdanie-i-deyatelnost-1902-1918-gody/viewer (дата обращения: 30.05.2022).
10. Симора, В. А. Пастырское служение в образовательных организациях России во второй половине XIX – начале XX в. / В. А. Симора. – Текст : непосредственный // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4. Педагогика. Психология. – 2021. – Вып. 62. – С. 82–92.