Святой праведный Иоанн Кронштадтский
о воспитании и образовании

Предлагаем Вашему вниманию статью ректора Тамбовской духовной семинарии митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия, посвященную исследованию педагогических воззрений святого праведного Иоанна Кронштадтского.  

Для цитирования: Феодосий (Васнев С.И.), митр. Святой праведный Иоанн Кронштадтский о воспитании и образовании // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2020. № 3 (12). С. 110–118.

 

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
о воспитании и образовании

 

 

Митрополит Тамбовский
и Рассказовский ФЕОДОСИЙ
(Васнев Сергей Иванович)
доктор теологии, кандидат богословия,
ректор Тамбовской духовной семинарии

 

Аннотация. Статья посвящена изучению педагогических воззрений святого праведного Иоанна Кронштадтского. На материале автобиографического сочинения «Моя жизнь во Христе» и дневниковых записей подвижника автор последовательно прослеживает его рекомендации о построении системы образования и воспитания в соответствии с православным антропологическим учением, отмечая важность молитвенного предстояния перед Богом. Особое внимание в статье уделено взглядам святого праведного Иоанна Кронштадтского на образ педагога, прежде всего, учителя Закона Божия, а также на вопросы самообразования и самовоспитания.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь; святой праведный Иоанн Кронштадтский; антропология; воспитание; образование.

 

14 июня 2020 года исполнилось 30 лет со времени прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского – подвижника веры и благочестия, жившего на рубеже XIX–XX веков. Он является одним из наиболее почитаемых святых, прославленных Русской Православной Церковью в конце ХХ века. Большое внимание в пастырской деятельности святой Иоанн Кронштадтский уделял воспитанию и образованию. Наставления батюшки, которые он давал своим современникам, актуальны до настоящего времени.

По мысли отца Иоанна, воспитание, полученное в семье, играет главную роль в жизни каждого человека. «Нет заслуги в том, чтобы родить или родиться, – писал он. – А заслуга перед Богом – воспитать ребенка и сделать его, или самому человеку стать, добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым, верующим христианином» [5, с. 93]. Этими словами кронштадтский пастырь подчеркивал, что воспитание, получаемое человеком от родителей, впоследствии он должен развивать и совершенствовать, в том числе при помощи педагогов, умножая знания и приобретая опыт, и тем самым приносить пользу семье и обществу.

Свои педагогические воззрения отец Иоанн основывал на христианской антропологии, стремясь научить воспитанников тому, что является жизненно важным для них, прежде всего, в сотериологическом аспекте [6, с. 10]. Он призывал учащихся не заботиться только о получении светского образования. Ведь иногда обширные знания при игнорировании духовных и нравственных норм могут навредить как самому человеку, так и окружающим. «Многие ведущие люди, – писал кронштадтский праведник, – не имеющие во главе своих познаний – познания воли Божией, бывают горды, вольнодумны, дерзки, самолюбивы, непокорны» [6, с. 28]. «Современное ложное просвещение, – по мнению святого Иоанна, – удаляет от истинного Света, „Который просвещает всякого человека, приходящего в мир“ (1 Ин. 1, 9), а не приближает к Нему. А без Христа суетно все образование» [5, с. 410].

Пастырь советовал воспитателям обращать внимание в первую очередь на устроение внутреннего мира учеников, на их сердца. Проявляя невнимание к духовным потребностям учащихся, они тем самым лишают их духовной пищи. Он не одобрял образовательные концепции тех педагогов, которые считали, что следует обогащать знаниями только ум воспитанников. «При образовании юношества о чем надо больше всего стараться? – спрашивал отец Иоанн и отвечал: – О том, чтобы стяжать ему просвещенна очеса сердца (Еф. 1, 18). Не замечаете ли, что сердце наше – первый деятель в нашей жизни, и во всех почти познаниях наших зрение сердцем известных истин (идей) предшествует умственному познанию?» [6, с. 27]. 

Главная цель жизни человека, согласно учению Церкви, – вечное спасение, достигаемое им через жизнь во Христе. Самым важным делом в едином процессе воспитания и образования является подлинное воцерковление человека. «Церковь, – по мнению отца Иоанна, – есть первая и самая законная воспитательница христианских душ» [5, с. 93]. Пастырь считал, что лучшим педагогическим средством, которым обладает Церковь, является православное богослужение – «чудное, небесное, проникающее до костей и мозгов» [6, с. 27], а одной из целей образовательного процесса должно быть воспитание «ученых людей и полезных членов общества, но и, что всего важнее и нужнее, – добрых, богобоязненных христиан» [6, с. 26].

Отец Иоанн с большим сожалением отмечал, что некоторые представители современной ему молодежи не стремились к духовному просвещению. «Учившаяся и недоучившаяся молодежь, – писал он, – редко ходит в церковь, вообще не ведет дела воспитания своего духовного, считая его как бы ненужным и отдаваясь житейской суете. На это надо обратить внимание. Это плод гордости, неразвитости духовной. Считают посещение храма и богослужения общественного делом простого народа и женщин, забывая, что в храме со страхом служат вместе с человеками Ангелы и вменяют это себе в величайшее блаженство» [2, с. 282]. В жизни важно овладевать не только естественными науками, но и постичь духовный опыт святых отцов и учителей Церкви. Освоение этого опыта приближает к Богу. А «недоучившиеся», по выражению отца Иоанна, или не постигшие в результате образования и воспитания откровения Божия о мире и человеке и тайны мироздания удаляются от Бога, источника всего живого во Вселенной.

Святой Иоанн Кронштадтский учил, что молитва является неотъемлемой частью воспитательного и образовательного процессов. Она помогает ученикам совершенствоваться в постижении изучаемых дисциплин. Он свидетельствовал, что всякий человек, обращающийся к Богу с молитвой, искренней верой и благой целью, непременно получает просимое. «Когда Иисус Христос говорит: „Аз дам вам уста и премудрость, ей же не возмогут противитися“ (Лк. 21, 15), – писал праведник, – тогда Он говорит как Творец разумных и словесных существ, как Ипостасное Слово и Премудрость Отца, как Бог разумов. Если от Него мы надеемся получить блага жизни вещественные, то тем больше должны надеяться получить от Него по молитве нашей озарение ума, <…> особенно когда небесное просвещение нужно нам для пользы Церкви Христовой (Еф. 5, 25)» [3, с. 262–263]. В автобиографии отец Иоанн упоминает два случая, когда по молитве получил от Бога помощь в учебе. Один из них произошел в раннем детстве, когда он начал обучаться грамоте. «Долго не давалась мне эта мудрость, – вспоминал пастырь, – но будучи приучен отцом и матерью к молитве, скорбя о неуспехах своего учения, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум – и я помню, как вдруг спала точно пелена с моего ума, и я стал хорошо понимать учение» [1]. О другом случае отец Иоанн вспоминал так: «Среди сверстников по классу я не находил, да и не искал себе поддержки или помощи; они все были
способнее меня, и я был последним учеником. На меня напала тоска. Вот тут и обратился я за помощью к Вседержителю, и во мне произошла перемена. В короткое время я продвинулся вперед настолько, что уже перестал быть последним учеником. Чем дальше, тем лучше и лучше я преуспевал в науках, и к концу курса одним из первых был переведен в семинарию, в которой окончил курс первым учеником в 1851 году и был послан в Петербургскую Академию за казенный счет» [1]. Приведенные примеры из жизни отца Иоанна показывают, что он считал молитвенное предстояние перед Богом необходимой и важнейшей составляющей процесса воспитания и образования, без которой не может проходить формирование личности.

Как известно, отец Иоанн преподавал Закон Божий в Кронштадтском уездном реальном училище и Кронштадтской классической гимназии. Воспоминания некоторых его учеников свидетельствуют, что он был талантливым преподавателем. Основной причиной успеха являлась его неординарная личность, производившая неизгладимое впечатление на каждого. На занятиях ученики убеждались в искренности их учителя, твердой вере его в то, что он преподавал. Уроки святого не оставляли учащихся равнодушными. Один из них вспоминал, как отец Иоанн рассказывал о событиях Нового Завета: «Трепетная восторженность рассказа передавалась нам. И такой недавней казалась нам жизнь Спасителя! Слезы выступали на глазах батюшки во время рассказа о крест ных страданиях Спасителя. Мы сидели потрясенные, притихшие» [7, с. 149].

Дневниковые записи пастыря содержат мысли о том, каким, по его представлению, должен быть преподаватель Закона Божия: «В классе с мальчиками нужно вести себя благоговейно, кротко, смиренно, как в храме, пред Богом. Ты говоришь, а Сам Бог внутренно священнонаучает; в классе совершается тайна Божия обучения. „Един есть Учитель ваш, Христос“ (Мф. 23, 8), – говорит Сам Господь. Бог един „учит человека разуму“, как „Бог разумов“; Он един говорит сердцу мальчиков» [3, с. 316]. По мысли святого, преподаватель является посредником между Христом и учениками и подобен священнику в храме. «Отец Иоанн не мог не быть педагогом, как не мог не быть пастырем. Педагогической работе он предавался так же всецело, как всему тому, что делал, в чем и была одна из причин успеха стольких его начинаний» [6, с. 9], – писал епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский).

Святой Иоанн Кронштадтский наставлял: «Учишь ли детей своих или чужих, обращай дело в служение Богу, уча их с усердием, занимаясь предварительно обдумыванием средств к обучению ясному, вразумительному, потому (по возможности) и плодотворному» [4]. Такая методика предполагает наличие у преподавателя высокого духовного уровня. «Надо самому научиться управлять собою, покорять страсти уму и Закону Господню, чтобы хорошо управлять другими. Надо быть выше страстей человеческих; надо дать время утихнуть им, или употребить средство к укрощению их», – поучал святой праведный отец Иоанн [6, с. 47].

К ученикам праведник был милостив и почти никогда их не наказывал. Он старался опрашивать вначале тех учащихся, которые сами желали отвечать, и при оценке их знаний практически не ставил неудовлетворительных отметок. По воспоминаниям учеников, получить у отца Иоанна «тройку» по Закону Божию они считали «большим стыдом и позором» [7, с. 149]. Доброе отношение к воспитанникам, однако, вовсе не означало, что кронштадтский пастырь не проявлял взыскательности при нарушении дисциплины на уроках. Великодушие у него сочеталось с умеренной строгостью. «Возможно ли получить хорошего человека из того ученика, которого не наказывали? Ведь ветхий человек, плотский, греховный – есть в ученике, а он то и не может обойтись без наказания», – говорил кронштадтский батюшка [6, с. 51]. Известен случай, когда он назвал безбожником и изувером шестнадцатилетнего воспитанника, усомнившегося в Божественном достоинстве Святого Духа. Вскоре
состоялась его беседа с этим учеником, который признал свое заблуждение. «Без строгости ученики ослабеют в деле и к тебе уважение потеряют. Строгость укрепляет души. – Строжи же с милостию», – наставлял святой праведный Иоанн [6, с. 50].

Преподаватели Закона Божия по сложившейся практике, за некоторым исключением, были священнослужителями, и они в первую очередь несли ответственность за духовное воспитание учащихся. Отец Иоанн, тем не менее, был убежден, что и светские учителя в равной мере ответственны за духовное воспитание учащихся. «Всякий учитель, – писал он, – должен крепко беречь простые, чистые и добрые сердца детей, их восприимчивую и впечатлительную душу. Иначе строго взыщет с него Господь Бог, сказавший о детях: „Оставите детей приходить ко Мне и не браните им“ (Мк. 10, 14). „Блюдите, да не презрите единаго от малых сих <…> яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небесного“ (Мф. 18, 10)» [3 с. 316]. В дневниках святого есть такая запись: «Смело возвышай свой голос против порчи учеников и
против неправых действий учителей» [3, с. 617]. Эти слова показывают, что он был требовательным в отношении преподавателей, не всегда соответствовавших высокому предназначению учителя.

Отец Иоанн Кронштадтский считал, что с определенного времени человек сам должен заниматься своим образованием и воспитанием. Его дневники наполнены примерами того, как следует вести неустанную работу над своим «внутренним человеком», как духовно совершенствоваться, побеждая греховные наклонности и искушения. Нерадение о духовной стороне своей жизни нельзя оправдывать какими-то внешними факторами. Следует всегда исходить из того, что кроме семьи и школы в образовании и воспитании участвует Верховный Учитель, Который посылает человеку все необходимое для тела и души. Это Бог – наш Творец и Промыслитель. «Его отеческий промысел, – писал отец Иоанн, – дает направление катящемуся шару нашей жизни. От Господа исправляются стопы человеку: смертный же как уразумеет стопы свои» [5, с. 502]. Пастырь призывал каждого не быть безразличным к своей душе и заботиться «о своем духовном воспитании, для которого он и возродился в святой купели Духом Святым, и воспринял пакибытие духовное, и запечатлен миром или печатью Духа Святаго, и удостоился права причащения пречистой Крови Христовой» [5, с. 93].

В заключение хочу напомнить такие мудрые слова отца Иоанна, которые являются вдохновенным призывом для наших современников: «Занимайтесь своим духовным воспитанием со всем вниманием и усердием; занимайтесь богомыслием, молитвой, самоиспытанием, самоосуждением, всесторонним исправлением себя, упражняйтесь в добродетелях кротости, смирения, послушания, терпения, милосердия, целомудрия, простоты, незлобия и отсекайте все греховные помыслы, вожделения, привычки, страсти» [5, с. 93]. Еще отец Иоанн Кронштадтский говорил, что «при образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание, <…> нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень <…>, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни» [5, с. 410].

 

Список литературы

1. Автобиография святого праведного Иоанна Кронштадтского // Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, г. СанктПетербург : офиц. сайт. – URL: https://imonspb.ru/sv-prav-ioannkronshtadtskiy/ avtobiografiya/ (дата обращения: 22.05.2020).

2. Иоанн Кронштадтский, св. прав. Моя жизнь во Христе / святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Москва, 1998. – 575 с.

3. Иоанн Кронштадтский, св. прав. Творения. Дневник. В 6 т. Т. 3 / святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Москва : Благотвор. фонд «Север. обитель» : Отчий дом, 2005. – 847, [3] с.

4. Иоанн Кронштадтский, св. прав. Моя жизнь во Христе. В 2 т. Т. 2 / святой праведный Иоанн Кронштадтский // Святоотеческое наследие : онлайн-библиотека. – URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ioann_kron/tom_2/ txt07.html (дата обращения: 22.05.2020).

5. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. – Москва : Даръ, 2007. – 768 с.