Ректор Тамбовской духовной семинарии митрополит Феодосий ответил на вопросы журнала «Монастырский вестник»
Ректор Тамбовской духовной семинарии митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий дал интервью о возрождении монашеской жизни на Тамбовской земле и своём 15-летнем архипастырском служении на Тамбовской кафедре для журнала «Монастырский вестник». Издание является официальным публикатором Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви.
«Монашество – это трудный,
но благодатный путь любящих Бога»
15 лет назад епископ Феодосий, ныне митрополит Тамбовский и Рассказовский, был назначен управляющим Тамбовской епархией. За это время здесь были восстановлены и возведены новые храмы, молитвенные дома увеличилось число Воскресных школ возобновила деятельность Тамбовская духовная семинария, возрождена монашеская жизнь в тамбовских монастырях. Сегодня митрополит Феодосий исполняет послушание священноархимандрита Казанского мужского монастыря в Тамбове. Его Высокопреосвященство убежден, что все обители митрополии на этапе своего возрождения нуждаются в постоянном архипастырском внимании, и не оставляет их своей заботой. «Монастырский вестник» попросил митрополита Феодосия рассказать о своем служении и духовной жизни Тамбовской митрополии.
— Ваше Высокопреосвященство, в этом году исполнилось 15 лет Вашего архипастырского служения на Тамбовской земле. Какие важнейшие вехи этого служения Вы могли бы отметить?
— 26 декабря 2002 года, пятнадцать лет назад, Священный Синод назначил меня управляющим Тамбовской епархией, в пределах которой я родился и где сорок лет служил мой покойный родитель протоиерей Иоанн. За это время были восстановлены и возведены новые храмы, молитвенные дома и часовни, возрождена монашеская жизнь в тамбовских монастырях, увеличилось число воскресных школ. В 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II возрождена традиция принесения Вышенской иконы Божией Матери в город Тамбов из Вышенского женского монастыря Рязанской епархии. В марте 2005 года, спустя 87 лет после закрытия большевиками, возобновила деятельность Тамбовская духовная семинария, основанная императрицей Екатериной II в 1779 году. Сегодня в ней обучается 90 студентов. Почти 90% священнослужителей Тамбовской митрополии являются ее выпускниками. Духовная школа активно развивается, завершается строительство нового семинарского корпуса площадью 6590 м2. Недавно семинария перешла на «бакалавриат». 24 сентября 2005 года состоялось обретение святых мощей преподобной Марфы Тамбовской. Это событие по духовной значимости для Тамбовского края сравнимо лишь с обретением мощей святителя Питирима Тамбовского. В 2007 году Священный Синод постановил открыть в епархии четыре монастыря: 2 мужских и 2 женских. В 2007 году Тамбовская епархия выпустила первый номер церковно-общественной газеты «Колокольный звон». В 2008 году возобновилось издание журнала «Тамбовские епархиальные ведомости», который начал выпускать в 1861 году святитель Феофан Затворник, управлявший в это время Тамбовской кафедрой. С 2009 года в лесной зоне под Тамбовом действует епархиальный молодежный центр «Спас», принимающий за четыре летние смены 600 детей. В 2010 году в педагогическом колледже Тамбова открыто отделение «Православная педагогика», готовящее преподавателей «Основ православной культуры» для общеобразовательных средних и воскресных школ. В 2012 году решением Священного Синода образована Тамбовская митрополия, в состав которой, наряду с Тамбовской, вошли две новые епархии: Мичуринская и Уваровская. В 2012 году на прежнем месте воссозданы колокольня Спасо-Преображенского кафедрального собора и часовня над источником святителя Питирима. В 2014 году на соборной площади установлен памятник святителю Питириму. Историческим событием в августе 2014 года стал визит Святейшего Патриарха Кирилла на Тамбовскую землю на празднование 100-летия прославления святителя Питирима. В 2015 году принято решение об открытии кафедры теологии в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина. В 2016 году в Тамбове построено современное здание православной гимназии имени святителя Питирима на 500 учеников. В 2016 году в сквере кафедрального собора установлен бюст императору-страстотерпцу Николаю II. В 2017 году благодаря тесному взаимодействию епархии и системы образования области 98% родителей учеников 4-х классов в регионе избрали для своих детей курс «Основы православной культуры». Это самый высокий показатель в России. Практически каждый год жизни епархии, по милости Божией, ознаменован значимыми для нее событиями, которые реализовывались по благословению Священноначалия Церкви, при активном участии духовенства и содействии светских руководителей.
— В Тамбовской митрополии в настоящее время находятся шесть монастырей. Расскажите кратко об истории обителей и какое участие Вы, как глава вверенной Вам митрополии, принимаете в восстановлении обителей и организации монастырской жизни?
— Два монастыря в городе Тамбове, Казанский мужской и Вознесенский женский, были открыты еще в 1992 году, но до 2003 года функционировали как приходские храмы. В 2007 году в епархии состоялось открытие еще четырех монастырей, действовавших до 1917 года: Трегуляевского Иоанно-Предтеченского мужского в Тамбовском районе, Свято-Троицкого мужского в городе Мичуринске, Сухотинского Знаменского женского в Знаменском районе, Мамонтовского Никольского женского в Сосновском районе.
Тамбовский Казанский мужской монастырь был образован вскоре после основания города Тамбова в 1636 году (точная дата неизвестна). В нем епископ Феофил (Раев) рукоположил во иеромонаха преподобного Серафима Саровского. Монастырь был закрыт в 1918 году. Пятиглавие Иоанно-Предтеченского храма, монастырская колокольня, стена с башнями, некрополь и другие строения обители были разрушены в годы гонений. После крестьянского восстания на территории Казанского монастыря проводились расстрелы. Позже в советское время в Казанском соборе находился государственный архив. В 1990-е годы Казанский и Предтеченский храмы и архиерейский дом были возвращены епархии. В 2004 году впервые за 85 лет в монастыре мною совершен монашеский постриг трех клириков епархии. Казанский собор отреставрировали и освятили в 2007 году. В 2010 году епархии переданы келейный корпус, здание духовной консистории, средняя школа. В 2014 году завершено воссоздание Иоанно-Предтеченского храма и 107‑метровой колокольни, ставшей украшением города и его доминантой. Колокольня освящена Святейшим Патриархом Кириллом в 2014 году.
Тамбовский Вознесенский женский монастырь был основан в 1690 году святителем Питиримом. Первой настоятельницей обители стала его родная сестра игумения Екатерина. Монастырь, в котором было три храма, закрыли в 1929 году. Вознесенский собор и стену обители разобрали, некрополь уничтожили. В 1988 году полуразрушенный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» передали епархии, а в 1997 году построили крестильный храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 2006 году в обители мною была пострижена в монашество Ковылова Нина Павловна с наречением имени Тавифа. В этом же году Священный Синод назначил ее настоятельницей с возложением наперсного креста по должности. В 2011 году она стала первой игуменией возрожденного монастыря. В 2014 году на историческом месте возведен Вознесенский собор. В крипте под собором сохранился склеп монахини Миропии (Аденковой), которая в 1812 году прибыла в Вознесенскую обитель из Московского Зачатьевского монастыря с Казанской иконой Божией Матери. Позднее этот чудотворный образ передали в Вышенский монастырь, и он получил название «Вышенский». Святейший Патриарх Кирилл освятил Вознесенский собор во время своего визита в Тамбовскую епархию в 2014 году. Во время богослужения он наградил игумению Тавифу крестом с украшениями.
Сухотинский Знаменский женский монастырь был основан в 1849 году. В нем имелось три храма. После 1917 года монастырь закрыли, Знаменский храм, стену обители и хозяйственные строения разрушили. В последние десятилетия в обители находился психоневрологический диспансер. В 1999 году Иверский храм монастыря передали Церкви. В 2003 году епархия приступила к возрождению обители. 26 октября 2004 года в ней была впервые совершена литургия архиерейским чином. В 2006 году обители передали второй этаж большого келейного корпуса с домовым храмом в честь Казанской иконы Божией Матери. После переезда психоневрологического диспансера с территории обители в 2016 году все корпуса передали епархии. В этом же году начаты работы по воссозданию стены. 6 апреля 2016 года игуменией Знаменской обители назначена монахиня Нонна (Тютикова).
Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь был основан святителем Питиримом в 1688 году. В нем имелось три храма, которые вместе с колокольней и монастырской стеной разрушили в годы гонений. До начала 2000-х годов в обители находилась воинская часть. В 2002 году на территории монастыря возвели небольшой храм в честь святителя Питирима и часовню над источником, которые в этом же году освятил Святейший Патриарх Алексей II. В 2006 году воинскую часть расформировали, а 21 мая 2007 года бывшие монастырские здания передали епархии. 17 июня 2007 года в Трегуляевском мужском монастыре впервые за 90 лет мною был совершен монашеский постриг. В 2008 году в ходе раскопок обнаружен фундамент Иоанно-Предтеченского собора монастыря. В 2012 году в обитель был назначен первый после ее возрождения игумен. Им стал насельник Казанского мужского монастыря города Тамбова иеромонах Пимен (Семилетов). В 2016 году на историческом месте по сохранившимся фотографиям в прежнем виде воссоздан Иоанно-Предтеченский собор.
Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1627 году старцем Иосифом по именному указанию царя Михаила Феодоровича Романова. С историей Свято-Троицкого монастыря связано имя священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого, который в 1886 году семь месяцев был его настоятелем. После 1917 года началось уничтожение обители, продолжавшееся до 1950-х годов, когда снесли Свято-Троицкий собор. 5 апреля 1999 года сохранившийся Успенский храм передали епархии. В 2004 году мною пострижен в монашество протоиерей Георгий Политов, с наречением имени Амвросий, в честь преподобного Амвросия Оптинского, ставший первым настоятелем монастыря. В 2007 году восстановили часть монастырской стены, возвели хозяйственные строения. В 2011 году епархии передали двухэтажный игуменский дом и келейный корпус. В 2012 году монастырь вошел в состав Мичуринской епархии.
Мамонтовский Никольский женский монастырь, основанный в XVII веке, в годы гонений уничтожили полностью. Сохранились только фрагменты келейного корпуса и цокольная часть Никольского храма. В 2012 году монастырь был практически восстановлен. Воздвигнуты соборный храм в честь святителя Николая Чудотворца, храм в честь преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского, двухэтажный келейный корпус с домовым храмом в честь преподобной Марфы Тамбовской, часовня-купальня, хозяйственные строения, очищены от ила монастырские озера, установлен памятник святителю Николаю. Первыми насельницами Мамонтовского монастыря стали сестры Вознесенской женской обители города Тамбова. В 2012 году Никольский монастырь вошел в состав Мичуринской епархии.
В настоящее время общины тамбовских монастырей небольшие. В них несут послушание тридцать два человека: 9 – в мужских, 23 – в женских. Постепенно устраивается внутренняя жизнь обителей, невзирая на трудности, совершаются ежедневные богослужения, исполняется молитвенное келейное правило. Монашествующие ведут активную социальную деятельность, посещают дом ветеранов, школы-интернаты для детей, проводят духовно-просветительские беседы, в городских монастырях действуют большие воскресные школы, преподавателями которых проводятся благотворительные акции. В Вознесенском женском монастыре организован сурдоперевод богослужений для слабослышащих. Все тамбовские обители на этапе своего возрождения требуют постоянного архипастырского внимания, и поэтому приходится часто их посещать для решения текущих вопросов, совершать богослужения, обращаться к монашествующим со словами утешения и назидания, призывать их возгревать в себе молитву и любовь к Богу, со смирением и усердием нести положенные монастырские послушания.
— В дореволюционные годы на Тамбовской земле, которая славится своими святыми и святынями, монашеских обителей было значительно больше. Насколько важно сегодня возрождение монастырей?
— Все монастыри епархии в годы гонений были уничтожены. Даже точные границы некоторых из них установить трудно. В настоящее время возрождение монастырей и монашеской жизни важно как для Церкви, так и для общества. Монашество – это особенный подвиг служения человека Богу и людям. Главной обязанностью монахов является молитва. Монашествующие призваны всей своей жизнью свидетельствовать о Христе, подавать образ следования за Господом и исполнения Евангельских заповедей. Встречаясь с деятельным монашеским служением, люди начинают больше размышлять о своей душе и Боге, вспоминают слова Спасителя: «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить» (Лк. 9, 25). Монастыри являются духовными очагами, в них все возносит в Небесное Царство, указывает на скоротечность земного бытия, зовет к покаянию и преображению. Они продолжают притягивать людей разных сословий и уровня образования, влиять на духовно-нравственное развитие человека и общества, выполнять просветительскую и воспитательную функции.
— В «Тамбовских епархиальных вестях» (№ 5, 2008 года) выходила Ваша статья под названием «Монашество Тамбовского края и его служение обществу». Не могли бы Вы кратко рассказать об особенностях монашества на Тамбовщине. Что остается в памяти у исследователя монастырской жизни Вашего края?
— Первый монастырь в Тамбовском крае появился в конце XVI века. Это Чернеев Никольский монастырь. Его основатель, старец Матфей, прославлен в лике святых. В течение XVII века монастыри продолжали открываться, среди них самые известные – Цнинский Троицкий монастырь и Мамонтовская Никольская пустынь. В это время Тамбовский край активно осваивался. Его коренное население – мордва – сохраняло язычество, и поэтому в деятельности монастырей проявлялась миссионерская направленность. Старец Матфей Чернеевский своей проповедью привел ко Христу 2000 мордовских семей. Он действовал не силой, а убеждением и добрыми делами. Во время голода старец открыл житницы монастыря для питания мордовского населения и обратил их в христианскую веру. В XVIII веке для монастырей наступили трудные времена. В Тамбовской епархии было упразднено 10 обителей, осталось 8. Вместе с тем наметились и положительные перемены: монашествующие, освобождённые от хозяйственных забот, сосредоточились на духовной жизни. XIX – начало XX века стали для епархии временем расцвета монашества. К 1917 году в ней было 27 монастырей и монашеских общин, из них – 17 женских. Общее число монашествующих превышало 5000 человек. Среди 89 российских епархий Тамбовская находились на десятом месте по этому показателю. Тамбовскую губернию исследователи иногда называют монашеским краем. Особенно многочисленными были женские монастыри, среди них выделялись Тамбовский Вознесенский женский монастырь, где подвизалось 600 насельниц, и Кирсановский Тихвино-Богородицкий женский монастырь, в котором проживало более 500 монахинь и послушниц. Почти каждая обитель епархии имела церковную школу, заботилась о престарелых людях, обеспечивала содержание богаделен, благотворила бедным, обеспечивала рабочими местами крестьян, проживавших близ обители. В XVIII – XIX веках тамбовские обители явили целый сонм подвижников, известных не только в Русской Церкви, но и во всем мире. Это преподобный Серафим Саровский, преподобный Феодор Санаксарский, преподобный Марк Затворник Саровский, преподобная Дарья Сезеновская, преподобная Марфа Тамбовская, святые мощи которой почивают в Вознесенском женском монастыре города Тамбова. В Вышенской пустыни Тамбовской епархии находился в затворе святитель Феофан. Среди непрославленных монашествующих можно отметить настоятельницу Вознесенского женского монастыря города Тамбова игумению Екатерину, родную сестру святителя Питирима, игумена Тихона (Цыпляковского), архимандрита Аркадия Вышенского, архимандрита Иринарха Трегуляевского, иеромонаха Августина Трегуляевского, игумению Дорофею Сухотинскую. Некоторые тамбовские монастыри были известны на Руси не только строгим житием и духовным опытом своих насельников и насельниц, но и рукоделиями, которые экспонировались на выставках, в том числе международных. Советская власть с особой ненавистью преследовала монахов, но даже в тяжелые годы гонений люди тайно принимали постриг и несли монашеское послушание, являя собой пример праведной жизни.
— Владыка, Вы являетесь священноархимандритом Казанского мужского монастыря в Тамбове, который считается духовно-просветительским центром епархии. На территории монастыря находится возглавляемая Вами Тамбовская духовная семинария. Не мешает ли братии монастыря такое соседство и есть ли среди выпускников семинарии те, кто выбирает монашеский путь?
— Казанский мужской монастырь имеет давнюю историю. С 1758 года до 1917 года он являлся резиденцией управляющих Тамбовской епархией. В этот период в архиерейском доме обители проживали все тамбовские архипастыри, в том числе такие выдающиеся деятели Русской Православной Церкви, как: митрополит Макарий (Булгаков), святитель Феофан Затворник, святитель Кирилл (Смирнов), епископ Феофил (Раев). В храме архиерейского дома принял постриг священномученик митрополит Владимир (Богоявленский).
Тамбовская духовная семинария до 1917 года располагалась недалеко от стен Казанской мужской обители, что обеспечивало прочные духовные связи между семинаристами и монашествующими. Тамбовскую семинарию окончили преподобный Амвросий Оптинский, священномученики: митрополит Владимир (Богоявленский), архиепископ Василий (Богоявленский), епископ Димитрий (Добросердов), протоиерей Илья Громогласов, протоиерей Сергий Лавров, протоиерей Михаил Богородицкий. В разные годы в ней учились епископ Филарет (Гумилевский), епископ Симеон (Жемчужников), епископ Михаил (Грибановский), митрополит Антоний (Вадковский), митрополит Вениамин (Федченков), митрополит Анастасий (Грибановский) и многие другие священномученики, видные церковные и общественные деятели. Отношения Казанского монастыря и семинарии стали еще крепче после того, как возрожденная в 2005 году духовная школа расположилась на территории монастыря, в бывшем архиерейском доме, освященном стопами многих тамбовских святителей.
Соседство Тамбовской духовной семинарии с Казанским мужским монастырем имеет большое значение. Семинаристы, неся послушания в монастырских храмах, на практике изучают устав и литургику, воспринимают духовный и молитвенный опыт насельников. Для Казанского монастыря также весьма полезна деятельность семинарии на его территории. В настоящее время практически все монахи являются выпускниками Тамбовской семинарии. Когда студенты подают прошение о поступлении в монастырь, игумену не требуется дополнительное время для их испытания, так как они известны ему по учебе в духовной школе, где проявили себя, как правило, положительно и поэтому были рекомендованы духовником семинарии. Пополняя монашескую братию, бывшие студенты, помимо послушаний в монастыре, трудятся преподавателями в alma mater. Такое органичное взаимодействие существует между монастырем и семинарией.
— Насколько, по Вашему мнению, важно для насельников монастырей иметь духовное образование?
— Исторически сложилось так, что монастыри на Руси являлись духовными и образовательными центрами. Насельники обителей писали летописи, вели широкую духовно-просветительскую и миссионерскую деятельность. Безграмотные простолюдины и образованная интеллигенция всегда тянулись в монастыри за советом, наставлениями и опытом духовной жизни. В наше время помолиться в обители за добрым советом и духовной пищей также приходят как простые верующие, так и ученые. Монашествующие обязаны быть образованными, чтобы дать ответ любому вопрошающему, наставить его на путь спасения. Они должны обладать личным молитвенным, духовным опытом, обширными знаниями святоотеческих творений, церковной истории, догматического, нравственного, сравнительного богословия, литургики и т.д. Им следует разбираться и во многих современных проблемах, волнующих человека и общество. Перед монашествующими стоят сложные задачи: сохраняя богатый духовный опыт Православия, изучая наследие святых отцов, они призваны донести эти сокровища до сознания каждого человека. Опытные пастыри-монахи являются теми сеятелями, которые сеют доброе зерно в сердца и умы людей, приводят их ко Христу и научают жить по заповедям Божиим.
— Расскажите, пожалуйста, как организована в монастырях просветительская деятельность? Какое участие принимают в ней насельники монастырей?
— При двух городских тамбовских монастырях, Казанском и Вознесенском, уже более двух десятков лет действуют воскресные школы. Формат воскресных школ предполагает передачу мирянам, детям и взрослым, основ православной веры и культуры. Насельники монастырей активно участвуют в деятельности воскресных школ, регулярно проводятся экскурсии, в ходе которых паломников знакомят с историей обителей, их святынями, проводимыми реставрационными работами. В Казанском монастыре в здании семинарии располагается епархиальная библиотека, насчитывающая более 50 000 единиц хранения, среди которых есть издания XVIII–XIX веков. Большая библиотека имеется и в Вознесенском женском монастыре. При участии монашествующих ежегодно проводятся научно-практические конференции, в том числе Юношеские Питиримовские чтения, Амвросиевская научно-практическая конференция. Насельники монастырей преподают в Центре дополнительного образования епархии, действующем на базе духовной семинарии и реализующем четыре направления: катехизаторское, молодежное, миссионерское и социальное. Они также привлекаются в качестве лекторов на еженедельный молодежный лекторий, организуемый епархиальным Отделом молодежи, культуры и паломничества.
— Известно, что Вы регулярно участвуете в Феофановских образовательных чтениях. Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, какая работа сейчас ведется по изданию трудов святителя Феофана и почему важно для монашествующих изучать духовное наследие святителя?
Феофановские чтения периодически проводятся на Тамбовской земле, что закономерно, поскольку святитель Феофан четыре года являлся управляющим Тамбовской епархией. В 2017 году традиционная научная конференция, посвященная изучению его наследия, прошла 22 июня в Тамбовском епархиальном управлении. За время пребывания на Тамбовской кафедре он много сделал для духовного просвещения края и оставил яркий след в его истории. Святитель начал издавать первое епархиальное периодическое издание – «Тамбовские епархиальные ведомости», построил много храмов, перестроил семинарскую домовую церковь, при нем открылось почти 300 церковных школ, он стал основателем Тамбовского епархиального женского училища. Даже находясь в Вышенской пустыни, Затворник никогда не забывал о тамбовских почитателях и посылал им свои книги. Преосвященный Феофан оставил богатейшее богословское и эпистолярное наследие. Когда в Издательском совете Русской Православной Церкви начали подготовку к изданию всех его трудов, стало известно, что 30% из них никогда не печатались и находятся в рукописях. Помимо полного собрания сочинений будет издана подробная летопись его жизни и деятельности. Первый том уже вышел из печати. Святитель Феофан, богослов и аскет, близок к нам по времени и, вероятно, поэтому в его трудах находят ответы на свои вопросы многие наши современники, в том числе монашествующие.
— В конце 90-х годов Вы возглавили Духовную миссию на Святой Земле. При Вашем непосредственном участии монашеская жизнь в этом дорогом для каждого христианина месте обрела новое дыхание. Расскажите об этом периоде своей жизни и о значении присутствия русского православного монашества на Святой Земле?
— Русская Духовная миссия в Иерусалиме была основана в 1847 году. У истоков ее создания стояли монахи-священнослужители. Для меня назначение в 1993 году начальником Миссии стало неожиданным и радостным событием, ведь предстояло нести церковное послушание там, куда русские паломники стремятся порой всю жизнь. Обязанности начальника Миссии состоят, прежде всего, в том, чтобы содержать в должном виде русские храмы и монастыри; организовывать прием паломников; поддерживать добрые отношения с епископатом Иерусалимской Православной Церкви, членами Святогробского братства, другими Церквами, имеющими свои представительства в Святой Земле; взаимодействовать с министерствами и ведомствами Израиля и Палестинской Автономии. Пребывание в Иерусалиме с 1993 по 2002 годы стало, пожалуй, одной из самых ярких и незабываемых страниц в моей жизни. Мне довелось совершать богослужения в Иерусалиме на Гробе Господнем; в пещере Рождества Христова в Вифлееме; в Иудейской пустыне на реке Иордан; в Галилее на горе Фавор; в Назарете, где совершилось Благовещение Пресвятой Богородице и где Спаситель жил со своими родителями; в Гефсимании, на месте погребения Божией Матери; на Елеонской горе, откуда Христос вознесся на небо; на Генисаретском озере, по которому Господь ходил, как по суху, и в других святых местах, связанных с земной жизнью Спасителя, Божией Матери, святых праотцев, пророков, апостолов. Я часто посещал русские храмы и монастыри, которые были воздвигнуты в XIX – начале XX века в разных городах и селениях Палестины. В советские годы средств на содержание храмов «русской Палестины» не хватало. В 1993 году все они нуждались в реставрации. Начали с главного храма Миссии – Свято-Троицкого собора в Иерусалиме. На куполах заменили ветхую кровлю на медную, частично позолотили кресты, обработали специальным раствором каменное перекрытие, очистили почерневшие фасады собора, под алтарем устроили ризницу и соединили ее с алтарем каменной лестницей, отреставрировали значительно поврежденные, а кое-где утраченные от протекания кровли художественные росписи собора. В здании Миссии была устроена гостиница для паломников, реконструирован главный вход в здание, два внутренних дворика были соединены между собой широкими дверными проемами, устроены архиерейские покои. За девять лет моего пребывания в Святой Земле почти в два раза возросло количество насельниц в Горненском женском монастыре, некоторые из них мною были пострижены в монашество. Увеличение численного состава сестер было вызвано острой необходимостью, поскольку значительно возросло количество гостей, прибывавших в Миссию и монастырь. Помимо приема паломников, монахини выполняли весь круг суточных богослужений – молитва всегда оставалась на первом месте. Сестры также участвовали в сезонных работах, например, по сбору маслин, их обработке и засолке. Из части урожая делали ароматное оливковое масло. Насельницы Горненского монастыря несли послушание и в других русских монастырях и храмах Святой Земли: в Тиверии, Яффе, Хевроне, Иерихоне, Хайфе. Как правило, они терпеливо и смиренно относились к своим обязанностям, хотя это было трудно, особенно если учесть, что летом температура поднималась до 40 и более градусов. В указанные годы в Горненском монастыре был выполнен огромный объем восстановительных работ. Отреставрированы внутри и снаружи Казанский храм и колокольня, расширена трепезная и кухня, устроен второй въезд в обитель, что позволило обеспечить сквозной проезд через нее и подъезд к Казанскому храму с двух сторон (ранее подъехать к храму было невозможно). Были также восстановлены из руин несколько домов и гостиниц; проведены дополнительные дороги к двум храмам и пешеходные дорожки к домам-кельям; оборудован подъезд к верхнему храму в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, и начаты работы по его достройке; проложена широкая лестница от нижнего до верхнего храма; устроена парадная аллея к Казанскому храму от восточного въезда в монастырь, на которой установлены бюсты трех самых известных начальников Миссии: архимандрита Порфирия (Успенского), архимандрита Антонина (Капустина) и архимандрита Леонида (Сенцова). Выполненные работы преобразили обитель, изменили внутренние коммуникации, улучшили условия проживания насельниц и паломников.
Большие реставрационные работы проведены и в других русских обителях и храмах на Святой Земле. Монастыри в Яффе и Тиверии, храм в Хайфе приобрели благоустроенный вид. В 1997 и 2000 годах решением руководителя Палестинской Автономии Ясера Арафата русский монастырь в Хевроне с дубом Мамврийским и русский монастырь в Иерихоне были переданы Московскому Патриархату. В городе Вифлееме, близ храма Рождества Христова, в результате успешных переговоров был возвращен земельный участок, принадлежавший Палестинскому обществу, на котором в 2001 году была построена восьмиэтажная гостиница для паломников.
Навсегда останутся в моей памяти два юбилея, отмеченных в Святой Земле. Это 150-летие со времени основания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, которое торжественно праздновалось в 1997 году, и 2000-летие Рождества Христова. В указанных торжествах принимала участие церковная делегация во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Российскую государственную делегацию на праздновании 2000‑летия Рождества Христова возглавлял Президент России Б.Н. Ельцин.
— Читая Вашу биографию в открытых официальных источниках, не устаешь удивляться многообразию Вашей церковной деятельности и широте географии Вашего служения. Скажите, на каком из послушаний Матери-Церкви более всего Вы чувствовали возможность учиться монашеству?
— Монастырь я полюбил с детства, когда с родителями ежегодно паломничал на праздник преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву Лавру, к святым мощам моего небесного покровителя до пострига. В годы учебы в Московской Духовной семинарии желание принять монашество во мне укрепилось. Этому способствовала особая духовная атмосфера Лавры. Желание воплотилось в жизнь в 1987 году, то есть ровно тридцать лет назад, когда я был студентом 4-го курса богословского факультета университета в Чехословакии. Постриг надо мной в Московском Даниловом монастыре совершил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, с наречением имени Феодосий, в честь преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского. Обращаясь ко мне со словом напутствия, он отметил, что накануне празднования 1000-летия Крещения Руси посчитал справедливым назвать меня в честь основоположника русского общежительного монашества. После служения в качестве иеродиакона, а затем иеромонаха на Подворье Русской Православной Церкви в Карловых Варах (Чехословакия), после учебы в Регенсбурге (ФРГ), я вернулся на Родину и поступил в число насельников Московского Данилова монастыря, одновременно исполняя послушание в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Для моего монашеского становления это было, наверное, самое благодатное время. Хотя приходилось много работать в отделе, я старался не пропускать монастырские послушания: исповедовал, совершал молебны, проповедовал, принимал участие в соборных служениях Литургии и акафистов. Преподобные Феодосий Киево-Печерский и Сергий Радонежский были для меня образцом монашеского делания. Пребывание в стенах Даниловой обители помогло мне приобрести необходимый монашеский опыт, который позже был востребован в моем пастырском служении на Святой Земле.
— Владыка, расскажите, пожалуйста, о своем пути в монашество? Вы ведь из семьи верующих людей? Как Ваши родители отнеслись к Вашему жизненному выбору?
— Мой родитель, протоиерей Иоанн, происходил из благочестивой крестьянской семьи, которая сохраняла все традиции христианского жительства, несмотря на трудности советского периода. Мама также воспитывалась в строгом православном духе. У нее были два брата и сестра, которые всегда сохраняли веру в Бога. Один из братьев, вернувшись с войны, стал священником и скончался митрофорным протоиереем. Весь уклад жизни в нашей семье был подчинен церковному календарю. Мой родитель окончил Саратовскую Духовную семинарию до ее закрытия Н.С. Хрущевым и был рукоположен архиепископом Тамбовским и Мичуринским Иоасафом (Журмановым) в сан диакона в 1959 году, а на следующий день – во священника. Пастырское служение он начал в Тамбовской епархии в Никольском храме села Воронцовка Токаревского района, в котором прослужил с 1961 года до 1977 года. Все это время он заботился о благоустроении храма, незамедлительно откликался на просьбы прихожан, по первому зову нуждающихся выезжал на требы, в том числе, в соседние села: зимой – на санях, в распутицу – на тракторе, а летом на мотоцикле или грузовом автомобиле (легковых машин в русской глубинке тогда почти не было). В 1977 году, когда в селе Воронцовка не осталось ни одного жителя, протоиерей Иоанн был переведен в Михаило-Архангельский храм родного поселка Мордово, где служил клириком, а с 1988 года – настоятелем, вплоть до своей кончины, последовавшей 12 ноября 2000 года. Пример пастырского служения родителя для меня стал определяющим в выборе жизненного пути. Я поступил в семинарию, затем в академию, потом был направлен на учебу в Чехословакию. Когда же предстояло сделать дальнейший жизненный выбор, я сообщил родителям о желании принять монашеский постриг, и они без колебаний благословили меня иконой Спасителя. Благословение Божие и родительское сопутствовало мне все годы служения: сначала в Чехословакии, затем в Германии, потом в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а последние 15 лет помогает в должности управляющего Тамбовской епархией, в том числе в течение пяти лет в качестве главы Тамбовской митрополии.
— Что бы Вы могли сказать сегодня людям, которые «желают жития иноческого»?
— Монашество – это трудный путь, особенно в наше время, но это благодатный путь любящих Бога. Важно с помощью Божией твердо встать на него и идти, не оглядываясь назад, чтобы не впасть в искушение, надо отречься от всего суетного и лукавого, полностью вверить себя в руки Бога Живого и оставаться всегда послушным Ему. Тогда этот путь станет легким, желанным, радостным и благим игом Христовым. Идти по нему следует с непрестанной молитвой, смирением и терпением, прославляя Бога душой и телом и благодаря Его за благодать и помощь, которые Он всегда посылает тем, кто любит Его всем сердцем, всем разумением и всею крепостью своею.