Святитель Феофан Затворник о семейных отношениях

Тематическую подборку «Святоотеческое наследие в системе воспитания и образования» продолжает статья преподавателя Тамбовской духовной семинарии иеромонаха Паисия (Буя) о семье и семейных отношениях на основе трудов святителя Феофана Затворника. 

 

МОДЕЛЬ ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ В ТРУДАХ
СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

 

Иеромонах Паисий (Буй)
магистр богословия,
старший преподаватель кафедры библеистики,
богословия и церковной истории
Тамбовской духовной семинарии

 

Для цитирования: Паисий (Буй), иером. Модель христианской семьи в трудах святителя Феофана Затворника // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2019. Вып. 8. С. 156–164.

Аннотация. В статье производится реконструкция модели христианских семейных отношений по трудам святителя Феофана Вышенского. В основе данной модели лежат взаимные друг перед другом обязательства членов семьи: мужа и жены, детей и родителей. Семья – это та среда, которая формирует личность ребенка, поэтому от правильности выстроенных отношений в семье во многом зависит его ценностная ориентация в будущем. Обязанности друг перед другом – это первичная форма нравственности, которая воспитывает уважение, ответственность и, в конечном итоге, христианскую любовь. Выполнение обязанностей дисциплинирует, искореняет природный эгоизм, что полагает начало осознанной духовной жизни. С выполнения обязанностей начинается борьба с грехом.

Ключевые слова: семья; родители; дети; муж; жена; воспитание; духовная личность.

 

 Семья, выражаясь современным языком, является тем социумом, в атмосфере которого возрастает новая личность. Такой важный процесс, как социализация, начинается именно в семье и во многом определяет духовное и психическое здоровье ребенка. Святитель Феофан Затворник так определяет семью: «Семейство есть общество, которое под одним главою, согласным отправлением разных дел устрояет свое благосостояние внешнее для внутреннего» [1, с. 584]. То есть семья является той средой, которая формирует внутреннее состояние человека.

От того, как выстроены отношения между супругами, во многом зависит и духовно-душевное здоровье ребенка. Модели поведения родителей, их суждения о тех или иных событиях повседневной жизни, их эмоциональные реакции на происходящее, – все это является «строительным материалом» для души ребенка.

Святитель Феофан Затворник в своих трудах представляет семью в виде совокупности трех основных уровней взаимных обязанностей: глава – семейство, муж – жена и родители – дети.

Первый уровень взаимных обязанностей – это «глава – семейство». Для того чтобы семья была полноценной, у нее должна быть глава и, при этом обязательно одна. Святитель Феофан в обязанность членов семьи вменяет заботу о том, чтобы «иметь у себя главу, не оставаться без нее, никак не позволять, чтоб их было две или больше того» [1, с. 585]. Главная обязанность главы семьи – это всесторонняя забота о ней с сознанием себя ответственным лицом и перед Богом, и перед людьми. Глава представляет в своем лице всю семью, за которую получает «стыд и одобрение» [1, с. 584]. Забота главы о своей семье заключается, во-первых, в материальном обеспечении семьи, чтобы «все во всем могли иметь посильное довольство, жизнь неболезненную, безбедную» [1, с. 584]. Забота о материальном достатке является наиболее естественной и понятной для современного человека.

Забота о духовном состоянии семьи, которая также лежит на ее главе, является очень сложной и трудоемкой. Для того чтобы правильно организовать духовную атмосферу семьи, глава, в первую очередь, сам должен быть духовным. Святитель пишет: «Главное здесь – вера и благочестие. Семейство – церковь. Он глава сей церкви. Пусть же блюдет чистоту ее» [1, с. 585]. Сегодня же, к сожалению, очень часто забота главы семьи заключается лишь в материальном обеспечении, в то время, как духовное воспитание, в силу собственной бездуховности, считается ненужным или на него просто не хватает сил.

В свою очередь члены семьи должны обязательно иметь у себя главу. Святитель Феофан отмечает это именно как их обязанность. При этом глава должна быть одна, так как «сего требует простое благоразумие и благо их же самих, иначе невозможно» [1, с. 585]. Святитель Феофан отмечает, что благо в семье невозможно, если либо не будет главы, либо их будет две, так как и в том и в другом случае неизбежен беспорядок и разлад. То есть христианская семья должна быть монархична.

Далее, поскольку есть глава, то ей необходимо во всем повиноваться, то есть «не вносить своих распоряжений, своевольно не начинать ничего и не опускать приказанного» [1, с. 589]. Давать распоряжения, что-либо начинать или опускать – это обязанность главы. При этом, конечно, не следует забывать, что и глава, в свою очередь, все это должен делать благоразумно и благожелательно, а не деспотично требуя подчинения себе. Все его приказания должны служить главной цели – благосостоянию семьи. Члены семьи между собой должны жить дружно, в крепком мире и согласии, а также помогать друг другу. Святитель также указывает на то, что, вступая с кем-либо во внешние взаимодействия, они не должны выносить сора. То есть все то, что происходит внутри семьи, является тайной для внешних людей. В свои внутренние трудности и проблемы не нужно посвящать посторонних людей. И, наконец, необходимо «словом и делом защищать честь своего дома» [1, с. 586]. Следующий уровень взаимных обязанностей – «муж – жена». Здесь святитель Феофан выделяет обязанности супружеские общие и частные. На первом месте среди общих супружеских обязанностей стоит любовь. При этом любовь должна быть не страстная, но «чистая и трезвая» [1, с. 587], то есть духовная. Такая любовь выражается, во-первых, в привязанности и живом участии и содействии. Результатом такого отношения супругов друг к другу является «мир непресекаемый и согласие нерушимое», предотвращающие неудовольствия и случайные поступки. Также любовь проявляется в доверии, то есть способности без сомнений положиться на другого. Венцом любви является верность супружеская, то есть сохранение главного условия брачного союза – и душой и телом принадлежать только друг другу. При этом «не ревновать, – пишет святитель, – святой долг, но вместе и подвиг, или искус супружеской мудрости и любви» [1, с. 588]. Ревность – это проявление самолюбия, которое «требует исключительности и боится за нее» [1, с. 588].

Во главе частных супружеских обязанностей со стороны мужа стоит его обязанность быть главой жене и, самое главное, любить ее, а со стороны жены – быть послушной мужу. Святитель Феофан отмечает, что это естественно, ибо «так устроено это и в природе» [2, с. 305]. Во взаимоотношениях между мужем и женой существует естественный непреложный закон: «видя себя любимою, жена бывает дружелюбна, а встречая повиновение, муж бывает кроток» [2, с. 305] и «то, что красота – в жене, а пожелание – в муже, показывает не иное что, как устроение для любви» [2, с. 306]. Этими словами святитель подчеркивает, что указываемые в христианстве обязанности между мужем и женой, естественно, следуют из их природного устроения. Святитель Феофан пишет, что муж «должен иметь и являть свое владычество над женой», а если он этого не делает, то унижает себя и продает свое главенство по малодушию и страсти, «ибо это срам для мужей» [2, с. 306]. Но святитель Феофан уточняет, что эта власть «должна быть не деспотическая, а любовная». Жена должна быть для своего мужа подругой и муж не физической силой, а сильной любовью должен заставлять ее быть себе покорной. Свои «повеления и распоряжения» муж должен делать так, чтобы они сами свидетельствовали о его любви к жене и дышали ею (любовью). Для жены, отмечает святитель, горьким бывает не тот факт, что муж ей что-либо повелевает сделать, а то, как он это делает – «в каком тоне это произносится, с какою миною или движением» [2, с. 304]. Это положение очень важно, поскольку от него, по сути, зависит все благосостояние семьи, и именно оно является наиболее трудно выполнимым. Проблема ответственности главы семьи, то есть мужа, очень актуальна сегодня. Очень часто получается так, что мужчина фактически не является главой в своей семье. Это происходит по причине слабохарактерности, слабоволия мужчины, с одной стороны, и чрезмерной волевой активности женщины, с другой стороны. Следует отметить, что в этом случае нарушается естественный, установленный Богом порядок жизни. Бог после грехопадения первых людей, обращаясь к Еве, сказал: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3, 16). То есть в природе женщины есть естественное тяготение к мужчине и необходимость быть управляемой им. Бог ука зывает Адаму, что он виновен в том, что «послушал голоса жены твоей и ел от дерева» (Быт. 3, 17). В этих словах, в первую очередь, говорится о виновности Адама в том, что он послушался Еву просто, без рассуждения. Женщина же сотворена помощницей мужчины, поэтому, как пишет святитель Феофан, жена должна быть мужу «первой, вернейшей и искреннейшею советницей, первой поверенною тайн» [1, с. 588]. Муж должен заботиться об умственном и нравственном совершенстве своей жены, «снисходительно и терпеливо отребляя недоброе и насаждая доброе, неисправимое же в теле или нраве снося благодушно и благочестно» [1, с. 588]. Если муж относится к своей жене небрежно и вольно, он ее развращает. Это еще один важный признак правильного главенства – ответственность за нравственное состояние жены несет ее глава, то есть муж. Такое «заботливое» главенство естественным образом откликается взаимной покорностью и благодарностью. Для женщины, как помощницы, подобная покорность является ответной любовью к мужу и составляет ее внутреннее счастье. Когда муж относится к жене с любовью, тогда «любовь вызывает любовь», и ее повиновение ему «идет со всею охотою и благорасположением, – не по натиску совне, а по своему внутреннему хотению» [2, с. 304]. Забота мужа о нравственном состоянии своей жены, однако, не должна запрещать ее общение со другими людьми. Но при этом жена должна иметь согласие на это мужа и вести себя со внешними людьми прилично [2, с. 589]. Главная обязанность жены – это послушание своему мужу. Послушание это состоит в полной преданности мужу, верном исполнении его распоряжений, советов, повелений. Конечно, ни в одной семье не обходится без разногласий. В этом случае жена должна уметь быть уступчивой и терпеливой ради сохранения мира в семье. Однако из этого не следует, что жена находится в неком пассивном положении по отношению к решениям и действиям мужа. У жены должен быть принципиально иной, свойственный ее природе, подход к мужу. Святитель Феофан указывает, что жена, несмотря на свою обязанность во всем слушаться своего мужа, тем не менее, может «мудростию и влиянием изменить нрав мужа, если он неисправен» и, более того, она «не должна оставлять его в небрежении». Сколько есть ума и сил, она должна «действовать на него и исхищать как из огня» [2, с. 589]. Как видно из слов святителя Феофана, несмотря на подчиненное положение жены в семье, ее роль и обязательства за духовное состояние своего мужа очень велики. При этом у жены должен быть совсем другой, «женственный» подход к делам семьи. Чтобы женщина была такой, она должна украшать себя добродетелями, а не «плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою» (1Тим. 2, 9–10), как пишет апостол Павел. Также обязанностью жены является «блюдение домашних дел», хотя оно и состоит только в их исполнении. И третий уровень взаимных обязанностей в семье – это «родители –дети». Главное обязательство детей в отношении к родителям – послушание им, а родителей к детям – не раздражать их [2, с. 306]. Закономерность взаимных отношений родителей и детей такова, что пока дети послушны, родители мирны с ними и спокойны, но, как только это нарушается, то этот мир нарушается и они уже «нелюбовно смотрят на детей» [2, с. 307]. В свою очередь и дети «почивают» на родительской любви и охотно выполняют все, что говорят им родители, до тех пор, пока они ведут их «в духе любви» [2, с. 307]. Основой послушания детей своим родителям святитель Феофан определяет уверенность детей, что свои распоряжения родители делают только для их блага. Пока у детей сохраняется такая уверенность, ничего не может поколебать их преданности родителям. Но как только дети замечают, что свои распоряжения родители делают для того, чтобы показать свою власть над ними, это сразу же их огорчает и приводит к тому, что «детям становится тяжело жить под родителями, они унывают» [2, с. 307]. Святитель Феофан отмечает, что для того, чтобы дети оказывали послушание родителям, недостаточно одних только естественных побуждений. В основе послушания детей должно лежать желание угождать Господу, то есть речь идет о том, что у ребенка должно быть христианское самосознание, то есть сознание себя чадом Христовым. В этом случае, даже если и возникнет в его душе какое-либо противное воли родителей настроение, оно не помешает, так как повиновение родителям будет для ребенка важнее. Законным является только такое непослушание детей, когда теми «требуется что неблагоугодное Господу» [2, с. 309].

Обязанность не раздражать своих детей требует от родителей очень важного искусства не создавать такой ситуации, в которой детям приходилось бы вступать в спор, пререкаться и даже неповиноваться. Для этого требуется рассудительность родителей; чтото в их поведении нужно даже пропускать без внимания, а что-то делать и в угоду им. При этом, речь идет не о поблажке, а благоразумном снихождении, умеряющем необходимую строгость, а не устраняющем ее [2, с. 310]. Родителям более всего следует опасаться того, чтобы их дети «не падали духом, не ходили повеся голову» [2, с. 310]. Дети – это плод родителей, в прямом смысле этого слова. Поэтому к рождению нового человека в мир родители должны готовиться заранее. Святитель Феофан пишет, что готовящиеся стать родителями должны готовить себя к этому хранением целомудрия, а также физического здоровья, поскольку «оно неминуемое есть наследство детей» [1, с. 590]. Но в наследство от своих родителей дети получают не только тело, но и нравственные качества. Поэтому важно хранить благочестие, так как души детей «в живой зависимости от сердца родительского и характер родителей иногда очень резко отпечатлевается на детях» [1, с. 590]. После рождения ребенка родители должны освятить его таинствами, то есть крестить его и регулярно приносить ко Причастию. Крестить ребенка в таком малом возрасте необходимо, поскольку, как было сказано выше, нравственные качества также передаются душе ребенка и приносят свой плод. Родители должны понимать важный антропологический момент. Греховная наследственность передается генетическим путем и начинает проявляться еще до того, как ребенок приходит в полное самосознание. Как грех действует на душу ребенка еще до прихода его к сознательной деятельности, так и благодать в таинстве Крещения «нисходит на младенческую душу и производит в ней все одна» [3, с. 26]. При этом, пишет святитель, в ребенке хоть и действует жизнь истинно христианская, но «как бы без его ведома» [3, с. 27] и «есть еще как бы не его». Но по мере вступления ребенка в сознательный возраст она становится в нем его «собственною, не благодатною только, но и свободною» [3, с. 27]. Существо воспитательного процесса в семье состоит в том, чтобы не столько ребенка наставлять, сколько непосредственно включать его в семейную жизнь. Ребенок должен сам лично участвовать в утренней и вечерней молитве, бывать в церкви, слушать благочестивые беседы родителей. При этом даже «нет нужды обращаться к нему: оно само будет слушать и соображать» [1, с. 592]. Учитывая сложность соблюдения беспристрастности в деле воспитания, святитель Феофан замечает, что «иногда существенная належит нужда иметь воспитателем чужого», чтобы исключить ситуации, когда родитель «одних любит, а других нет, или отец любит одних, а мать – других». Все это культивирует в душе воспитуемых неуважение к родителям, детей друг к другу, и даже, вражду между ними. Также святитель Феофан замечает, что в случае нужды родители могут прибегать и к телесным наказаниям, так как «душа образуется чрез тело. Бывает зло, коего нельзя изгнать из души без уязвления тела» [1, с. 595]. Таким образом, семья является той социальной средой, где формируется внутренняя жизнь ребенка. Святитель Феофан в своих трудах выстраивает стройную модель христианской семьи, в основе которой лежат взаимные друг перед другом обязательства ее членов. В христианской семье святитель выделяет три основных уровня взаимных обязательств ее членов: глава – семейство, муж – жена и родители – дети. От того, насколько правильно выстроены эти отношения зависит и то, в какой духовной и душевной атмосфере будет совершаться воспитание, а значит – какой пример поведения и отношения к окружающему миру и людям вынесет ребенок из своей семьи.

Список литературы

  1. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения / святитель Феофан Затворник. – Москва : Отчий дом, 2010. – 622 с.
  2. Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла к колоссянам, к филиппийцам / святитель Феофан Затворник. – Москва : Правило веры, 2005. – 611 с.
  3. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению / святитель Феофан Затворник. – Москва : Отчий дом, 2009. – 407 с.