Воспитание духовной нравственности на основе творений святителя Игнатия (Брянчанинова)

В тематической подборке «Святоотеческое наследие в системе воспитания и образования» публикуется статья преподавателя Тамбовской духовной семинарии кандидата филологических наук Сысоевой Светланы Викторовны. В своём исследовании автор раскрывает идейно-тематическое содержание и художественные особенности лиро-философских миниатюр духовного писателя «Сад во время зимы» и «Роса». Духовная проза святителя Игнатия открывает читателю  православную картину мира и помогает осознать цель своей жизни. Поэтому творения святителя не теряют своей актуальности и в наше время. Они могут использоваться в образовательно-воспитательном процессе как на уроках и лекциях, так и в традиционном семейном чтении взрослыми детям.

Для цитирования: Сысоева С. В. Поэтика духовной прозы святителя Игнатия (Брянчанинова) на примере миниатюр «Сад во время зимы» и «Роса» //Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2021. № 1 (14). С. 152–161. DOI: 10.51216/2687-072X_2021_1_152.

 

ПОЭТИКА ДУХОВНОЙ ПРОЗЫ
СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ (БРЯНЧАНИНОВА)
НА ПРИМЕРЕ МИНИАТЮР «САД ВО ВРЕМЯ ЗИМЫ» И «РОСА»

 

Сысоева Светлана Викторовна
кандидат филологических наук,
заведующая сектором заочного обучения
Тамбовской духовной семинарии

 

Аннотация. В статье рассматривается поэтика лирико-философских миниатюр святителя Игнатия (Брянчанинова) «Роса» и «Сад во время зимы». С помощью лингво-стилистического и литературоведческого анализа совершается попытка рассмотрения особенностей стиля, образного строя, метафоричности языка, композиционной организации и идейной основы миниатюр святителя. Образность речи и живопись словом в миниатюрах анализируются автором статьи с позиций антиномии, что дает результат особого осмысления ассоциативно связанных между собой понятий, образов, явлений.
Ключевые слова: Святитель Игнатий (Брянчанинов); словесность; миниатюры «Сад во время зимы»; «Роса»; церковно-религиозный стиль; антиномии; поэтика.

 

«Божественная цель слова в писателях,
во всех учителях, а паче в пастырях –
наставление и спасение человеков».
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 

Наследие святителя Игнатия (Брянчанинова) – выдающегося богослова, православного философа, педагога, духовного просветителя – особенно актуально в современном мире, когда личности и обществу необходим реальный опыт трансляции православной традиции как базовой системы ценностей. Жизнь и творчество святителя значительно повлияли на мировоззрение представителей российской культуры, искусства, литературы. Особые поэтические дарования святителя привлекали внимание А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, Н. И. Гнедича, М. И. Глинки, Н. С. Лескова, К. П. Брюллова.

«Святитель Игнатий (Брянчанинов) относится к тому типу церковных деятелей, которые свой иноческий духовный подвиг совершали утверждением аскетически-богословского учения, созданием церковно-проповеднической литературы. По силе воздействия на читателей, литературной стилистике его труды занимают самое заметное место среди подобных творений середины XIX в.» [1].

Источником подлинного искусства, по словам самого святителя, отраженным в его работе «Христианский пастырь и христианин-художник», является духовное устремление человека: «Истинный талант, познав, что Существенно Изящное – один Бог, должен извергнуть из сердца все страсти, устранить из ума всякое лжеучение, стяжать для ума евангельский образ мыслей, а для сердца евангельские ощущения. Первое дается изучением евангельских заповедей, а второе – исполнением их на самом деле. Плоды дел, то есть ощущения, последующие за делами, складываются в сердечную сокровищницу человека и составляют его вечное достояние! Когда усвоится таланту евангельский характер – а это сначала сопряжено с трудом и внутреннею борьбою – тогда художник озаряется вдохновением свыше, тогда только он может говорить свято, петь свято, живописать свято» [5, c. 184–185].

Эта мысль отражена в высказывании теолога Шарля дю Бо в неоднократно переиздаваемой и переведенной на многие языки книге «Что есть литература?», где автор с первых строк заявляет, что «литература, достойная этого имени, есть «сама жизнь», связанная для религиозного мыслителя с идеей Творца: «Жизнь есть Бог, это слияние с тем, кто говорил: Я путь, Я истина и жизнь» [2, с. 9].

Ответ на вопрос о том, возможен ли для человека XXI века тот поистине узкий путь – путь святости, святитель Игнатий (Брянчанинов) дает своим личным жизненным примером. В «Избранных творениях» он назидает: «Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний. Святые отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единосущный святым отцам, ты спасешься» [3].

Среди его творений, которые разнообразны по жанру и стилю и написаны прекрасным языком, есть лирико-философские миниатюры автобиографического характера, представляющие яркий искусствоведческий и литературный опыт святителя, свидетельствующий о его художественных дарованиях.

Следует признать, что в исследованиях духовного письменного наследия святителя недостаточно отражен его поэтический мир, пока нет должного отклика на поэтику его творчества, что является неотъемлемой частью произведений святителя, как средства, позволяющего земными понятиями напомнить о величии и красоте Мира Небесного.

Цель настоящего исследования состоит в выявлении идейно-тематического содержания и художественных особенностей лиро-философских миниатюр святителя «Сад во время зимы» и «Роса». Касаясь истории вопроса, нужно отметить, что отражение жанровых особенностей миниатюр святителя встречается на страницах статьи доктора филологических наук Н. В. Пращерук «Пастырь и художник: о духовной прозе Игнатия (Брянчанинова)», где анализируется духовная проза святителя: сочинение «Христианский пастырь и христианин-художник», «Аскетические опыты», «Слово о смерти», «Сад во время зимы», «Кладбище», «Древо зимою под окнами кельи», «Роса», «Дума (на берегу моря)», его библейская повесть «Иосиф». Исследователь замечает сходство лирических миниатюр святителя со «Стихотворениями в прозе» И. С. Тургенева. Сопоставляя их идейно-художественные устремления, исследователь утверждает: «Пастырь-художник дает нам в своих сочинениях замечательные примеры эпифанического письма в подлинном, прямом смысле» [6, c. 62].

Н. Е. Шафажинская в статье «Психолого-педагогические аспекты пастырской деятельности и литературного творчества святителя Игнатия (Брянчанинова)» приводит цитату из его творения «Сад во время зимы», а также замечает: «Произведения самого владыки – пример того, как всякая земная и, казалось бы, очевидная «мертвость» в наглядно-образном представлении истинного художника оживает и трансформируется в картины вечной жизни, подлинного оптимизма. Можно сказать, что особый характер созерцательности в творчестве о. Игнатия – один из интереснейших и важных психологических аспектов его мировосприятия [8, с. 9].

Автор лирических миниатюр «Сад во во время зимы» и «Роса», используя литературоведческий инструментарий, отражает изобразительно-выразительные особенности, образность речи и живопись словом в своих творениях. Следует обратить внимание на то, что в указанных миниатюрах отмечается ряд аналогий и антиномий, которые способствуют более глубокому осмыслению ассоциативно связанных между собой понятий, образов, явлений. Миниатюры организованы размышлением героя-повествователя (автора), напоминающего лирического героя, отличаются композиционной стройностью.

Лирическая миниатюра «Сад во время зимы» написана святителем в 1843 году в Сергиевой пустыни. Текст произведения небольшой, но духовная глубина его неохватна, идейно-художественные особенности многогранны. В сюжете передано восприятие лирическим героем картины зимнего сада. Созерцание природной картины открыло ему грядущее, прообраз будущего Воскресения: «Однажды сидел я и глядел пристально на сад. Внезапно упала завеса с очей души моей: перед ними открылась книга природы. Эта книга, данная для чтения первозданному Адаму, книга, содержащая в себе слова Духа, подобно Божественному Писанию. Какое же учение прочел я в саду? – Учение о воскресении мертвых, учение сильное, учение изображением действия, подобного воскресению» [4, c. 203].

Естественно обращение художника слова к ветхозаветной и новозаветной образности: «Адам», «Книга, содержащая в себе слова Духа». Автор миниатюры «Сад во время зимы» использует многочисленные изобразительно-выразительные средства:
– олицетворения: «деревья с убедительностью говорят мне своим таинственным языком: мы оживем, покроемся листьями, заблагоухаем, украсимся цветами и плодами»; «они оживут, облекутся плотию, вступят в новую жизнь и новый мир», «оживление природы»;
– метафоры: «очи души», «нагота его (сада) покрывалась снежным покрывалом»; «открылась книга природы»; «блуждающих во мраке земной мудрости»; «учение о воскресении мертвых»;
– эпитеты: «тихая природа», «величественный покой», «лютость мороза», «задумчивые взоры», «таинственный язык».

Обращаясь к антиномичности: «тихая ночь / мертвый покой»; «обнаженные дерева / поведать о роскоши, в которую облекутся весною»; «делом несбыточным, чудом невероятным» / «дела дивные, чудеса великие, непостижимые» автор выстраивает ассоциативный ряд, напоминающий эсхатологические картины из Священного Писания, о чем свидетельствуют концепты: «в последний день века», «огнь неугасающий».

Идейная составляющая поэтически-богословского творения святителя Игнатия явно выражена в следующих его словах: «Так и воскресение мертвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости, непознавших, что Бог всемогущ, что многообразная премудрость Его может быть созерцаема, но не постигаема умом созданий. Богу все возможно: чудес нет для Него».

Лирическая миниатюра «Роса» написана святителем в 1846 году в Сергиевой пустыни. Духовная глубина и идейно-художественные особенности творения святителя Игнатия поражают многогранностью и идейной перспективой. В сюжете передано восприятие лирическим героем созерцания картины блистающих капель росы на обширном лугу:
«Священноинок взглянул на небо, на солнце, на луг, на блистающие капли росы – и внезапно открылось перед очами души объяснение величайшего из таинств христианских, то объяснение, каковым может объясниться непостижимое и необъяснимое, объяснение живым подобием, картиною живописною, которая была перед его глазами.
Как будто сказал ему кто: Вот! Солнце всецело изображается в каждой смиренной, но чистой капле росы: так и Христос, в каждой христианской православной церкви, всецело присутствует и предлагается на священной трапезе. Он сообщает свет и жизнь причастникам Своим, которые, приобщившись Божественному Свету и Животу, сами делаются светом и жизнью: так капли росы, приняв в себя лучи солнца, начинают сами испускать лучи, подобные лучам солнечным» [4, c. 408].

В данном произведении автор обращается к многочисленным изобразительно-выразительным средствам:
– метафоры: «великолепное светило совершало обычный путь свой», «горят златые кресты», «цветы… благоухали беспечно на свободе», «в каждой капле изображалось с отчетливостью солнце», «роскошная рука рассыпала множество драгоценных камней с превосходным отливом, игрою, с лучами и сиянием»;
– эпитеты: «прекрасный летний день», «синее безоблачное небо», «сребристые купола», «мирная обитель», «обильная роса», «вдохновенная тишина»; «ослепительное сияние», «густая, нежная трава»;
– повторы, несущие усилительную функцию: «В каждом цветке, на каждом стебельке и маленьком цветочке»;
– антиномии: «глубокая дума / священное тайнозрение», «ум был без мысли / принятие духовного впечатления» позволяют автору передать жизненноважные вопросы и ответы своей пастве.

В созерцании красоты, открывшейся иноку в «книге природы», содержится смысл величайшего Таинства, запечатлен момент приобщения к Истине. Ряд восклицаний, обращений, употребление эмоционально и стилистически окрашенной лексики позволяет святителю Игнатию создать атмосферу доверия между лирическим героем и читателем.

Риторически звучит вопрос, единственный в этом поэтическом творении: «Если вещественное и тленное солнце, создание Создателя, стоившее Ему, чтоб прийти в бытие, одного беструдного мановения Его воли, может в одно и то же время изобразиться в бесчисленных каплях воды: почему же Самому Создателю, всемогущему и вездесущему, не присутствовать всецело в одно и то же время Своей Пресвятою Плотью и Кровью, соединенным с ними Божеством, в бесчисленных храмах, где по Его велению и установлению призывается на хлеб и вино вседетельный, всесвятой Дух для совершения величайшего, спасительнейшего, непостижимейшего таинства?..» [4, c. 408]. Но он все-таки требует от человека ответа – веры, надежды, любви.

Обращение к духовной прозе святителя Игнатия (Брянчанинова) позволяет приобщиться к святоотеческому молитвенному опыту посредством художественного осмысления явлений окружающей действительности, в которых отражается великий Замысел Творца. В автобиографических творениях святителя Игнатия (Брянчанинова) «Сад во время зимы» и «Роса» представлены поэтические аналогии и антиномии, позволяющие автору передать сердечное переживание о спасении душ человеческих, а читателю открыть православную картину мира и осознать цель своей жизни.

Следует подчеркнуть, что поэтика представленных миниатюр подчинена духовным задачам их автора, создателя, что особенно актуально в наше время. По справедливому утверждению митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия, всем нам вовремя нужно осознать: «Традиция знать и изучать жизнеописания святых, подвижников веры благочестия должна вернуться в российские семьи и школьные программы в нашем Отечестве, ведь они содержат не отвлеченные наставления, а традиционный для России идеал нравственности и духовности, яркие и прекрасно запоминающиеся образы святых праведных людей, способных
своим примером глубоко воздействовать на сознание как взрослых, так и детей, и тем самым сформировать прочные духовные основы жизни, которые позволят им всегда противостоять злу и созидать добро в своем сердце, в своем окружении и во всей России» [7, с. 37].

Список литературы

1. Архипова, Л. М. Святитель Игнатий (Брянчанинов) о духовном состоянии общества в пореформенной России / Архипова Любовь Михайловна. – Текст: электронный // Свято-Введенский Толгский женский монастырь : офиц. сайт. – URL: http://montolga.ru/conf_8/ (дата обращения: 14.11.2020).
2. Зинченко, В. Г. Методы изучения литературы. Системный подход : учеб. пособие / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, З. И. Кирнозе. – Москва : Флинта : Наука, 2002. – 200 с. – ISBN 5-89349-361-3. – Текст: непосредственный.
3. Игнатий (Брянчанинов), свт. Избранные творения. В 2 т. Т. 1 / святитель Игнатий (Брянчанинов). – Москва : Сиб. Благозвонница, 2010. – 606 с. – ISBN978-5-91362-287-7. – Текст: непосредственный.
4. Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание творений. В 7 т. Т. 1 / святитель Игнатий Брянчанинов. – Москва : Изд-во Срет. монаcтыря, 2017. – 672 с. – ISBN 978-5-7533-1301-0. – Текст: непосредственный.
5. Полное жизнеописание епископа Игнатия (Брянчанинова) / подгот. к изд. Т. Н. Семеновой и Ю. Р. Редькиной. – Москва ; Санкт-Петербург : Изд-во им. Св. Игнатия Ставропольского, 2002. – 512 с. – ISBN 5-88904-028-8. – Текст: непосредственный.
6. Пращерук, Н. В. Пастырь и художник : о духовной прозе Игнатия Брянчанинова / Н. В. Пращерук // Проблемы исторической поэтики. – 2012. – № 10. – С. 59–66.
7. Феодосий (Васнев), митр. Святые как нравственный идеал и пример для подражания в деле воспитания подрастающего поколения / митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий (Васнев). – Текст: непосредственный // Тамбовские епархиальные ведомости. – 2020. – № 8 (152). – С. 32–37.
8. Шафажинская, Н. Е. Психолого-педагогические аспекты пастырской деятельности и литературного творчества святителя Игнатия (Брянчанинова) / Н. Е. Шафажинская. – Текст: непосредственный // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2009. – Вып. 1 (12). – С. 21–32.