О социальной адаптации младших школьников посредством театрализованной деятельности

Тематическую подборку научных статей «Практическая теология» открывает публикация иеродиакона Савватия (Никитина), проректора по воспитательной работе Тамбовской духовной семинарии.  В своём исследовании автор показывает, что понятие «театрализованная деятельность» не является синонимичным по содержанию такому искусству, как «театр». Хотя театрализованная деятельность также реализуется через игру, но эта игра не требует перевоплощения. В условиях общеобразовательной школы она носит в основном дидактический характер. Через театрализацию, по словам исследователя, можно решать и очень сложные воспитательные задачи духовно-нравственного характера.

Для цитирования: Никитин, С. В. Педагогические аспекты социальной адаптации младших школьников средствами театрализированной деятельности в условиях воскресной школы// Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2020. № 2 (11). С. 148–158.

 

Педагогические аспекты
социальной адаптации младших школьников
средствами театрализированной деятельности
в условиях воскресной школы

Никитин Сергей Викторович
магистр педагогического образования
преподаватель церковно-практической
кафедры Тамбовской духовной
семинарии

Аннотация. В статье рассматривается проблема социальной адаптации младших школьников посредством театрализованной деятельности, соответствующей психологическим особенностям детей этой возрастной группы. Обосновывая эффективность осуществления театрализованной деятельности в условиях воскресной школы, автор приходит к заключению, что она способствует развитию «умных чувств», которые мотивируют младшего школьника на сознательное самостоятельное творчество, развивает коммуникативные навыки, умение строить и выбирать адекватные стратегии поведения, что является залогом успешной социальной адаптации.

Ключевые слова: социальная адаптация; младший школьник; театрализованная деятельность; воскресная школа.

Театрализованная деятельность – это специфический вид художественной деятельности, ориентированный на достижение учебно-воспитательных целей. Художественная деятельность производна от общечеловеческих видов деятельности: быт, труд, сфера познания, досуг. Из перечисленных видов деятельности, художественная, так же как и театральная деятельность, относится к сфере познания и досуга.

Понятие «театрализованная деятельность» не является синонимичным по содержанию такому искусству, как «театр». Театр – это род искусства, который синтетичен по природе, а потому обладает очень сложным и мощным воздействием на человека. Специфические особенности театрального искусства заключаются в том, что его средствами осуществляется художественное отражение действительности через драматические действия (сценическое действо). Художественное отражение (создание новой реальности) предполагает актерскую игру в вымышленных условиях, обязательное использование таких психологических механизмов, как воображение, фантазия, внутреннее перевоплощение, лицедейство, т.е. обман. И здесь складывается ситуация, когда взрослый человек, не говоря уже о младшем школьнике, может «заиграться», поверить в свои человеческие возможности и «выдающиеся» способности, а тем самым противопоставить себя Богу. В этой связи приведем оценку театра, данную святителем Феофаном Затворником в одном из писем: «Играть в карты и ездить в театр не следует. <…> Карты – вещь пустая; театр – вредная. Христианину и то и другое неприлично» [3, с. 175].

Театрализованная деятельность также реализуется через игру. Но эта игра не требует перевоплощения. В условиях общеобразовательной школы она носит в основном дидактический характер. Через театрализацию можно осваивать иностранные языки и практически все школьные предметы. Но через нее можно решать и очень сложные воспитательные задачи духовно-нравственного характера. Младшему школьнику в силу его возраста невозможно овладеть сложными профессиональными театральными приемами. Через театрализованную игру он может осваивать опыт сложившихся в данном обществе (коллективе) норм, социальных навыков поведения, ценностей.

Социализация – это пожизненный процесс приспособления человека к новым условиям. Цель же социальной адаптации именно младшего школьника – это его приспособление к конкретным новым условиям школы, класса, одноклассникам, учителю и т.д. И театрализованная деятельность, таким образом, помогает заложить основы для развития адаптивной способности младшего школьника.

Однако если театр предполагает сценическое глубокое воплощение, вживание в образ того или иного персонажа, то и театрализованная деятельность, реализуемая через игру, также предполагает использование элементов лицедейства. Они могут быть не только внешние (переодевание, изменение внешности и т.п.), но и внутренние, что не всегда безопасно для формирующейся личности школьника.
Опасность получить через театрализованную деятельность негативный опыт человеческой деятельности объясняется в психологии (возрастной психологии) тем, что посредством вовлечения в театрализованную игру у младшего школьника включается механизм эмоционального переживания и в какой-то мере и проживания игровой ситуации. В театрализованной игре младший школьник использует свой личный самый разнообразный и по-разному полученный опыт, который хранится в памяти. Память, согласно учению святителя Феофана Затворника, наряду с воображением и фантазией – это «чернорабочие силы души» [4]. Они не мыслят, но «в душу ничто не может войти помимо воображения и памяти» [4]. Без них умственная работа невозможна.

Успешность социальной адаптации обеспечивается развитием у младшего школьника добродетелей. Святитель Феофан определяет понятие «добродетель» в трех аспектах:
1) как устремленность духа к добру, к Богу (жажда богообщения);
2) как укоренение в воле и в сердце человека «добрых расположений»;
3) как конкретное «доброе дело».

При этом «жажда Бога» – это «истинно христианская добродетель» [5, c. 116].Через обладание первой добродетелью у младшего школьника воспитывается правильное христианское мировоззрение, вследствие чего он получает возможность успешной социальной адаптации в школе, классе и т.п. Развивая эту добродетель, ребенок будет легче социализироваться в своей дальнейшей жизни. Безусловно, к этой добродетели должны быть присоединены и другие, но «по цене и весу» менее значимые [5, c. 116].

Театрализованная деятельность, если она изначально ориентирована на воспитание базовой добродетели, «запускает» в работу внутренний психологический механизм интуитивного ее становления. На этой основе создаются четкие представления о том, что такое добро и зло, такие важнейшие качества личности и ценности, как доброта, честность, эмпатия, сострадание, милосердие и др., а также – «способы их проявления, тем самым формируется опыт жизнедеятельности, создавая целостную картину мира» [1].

Святитель Феофан Затворник считает, что прежде всего нужно воспитывать в детском сердце «доброе расположение» к добродетели воздержания [5]. Воздержание должно пониматься ребенком не как подавление его желаний и внутренних влечений.
Воздержание – это те личные усилия, которые он затрачивает, когда сталкивается с разными новыми проблемами. Воздержание – это добровольное решение ребенка по выполнению нравственных христианских обязанностей по отношению ко всем, кто его окружает.

При таком подходе к театрализованной деятельности она понимается не как метод передачи определенных знаний. Эта деятельность становится не только дидактическим инструментом для успешного и быстрого усвоения учебного школьного материала, но и средством духовно-нравственного воспитания. Цель этого средства не только способствовать успешной социальной адаптации, но и духовному росту младшего школьника.

Воспитательным институтом здесь является воскресная школа, куда младший школьник приходит добровольно. Здесь одноклассники оценивают его не по критериям – умный, отличник, неудачник и т.п. Хотя в воскресной школе, безусловно, присутствует и знаниевый компонент, требующий заучивания, повторения, контрольных работ и др., основная ее цель – это духовно сплотить детский коллектив на основе христианских ценностей.

Важно, что осуществление театрализованной деятельности в общеобразовательной школе бывает затруднено. Она может использоваться либо во внеурочное время, либо перед подготовкой какого-то планового классного или школьного мероприятия. В воскресную школу младшие школьники приходят в неучебные дни, часто с родителями, дедушками и бабушками, другими родственниками.

В урочное расписание театральная деятельность вводится либо с рекреационной целью (восстановить внимание, снять статическое мышечное напряжение), либо с воспитательной целью. Для этого используются жанры нравоучительной литературы: сказки, рассказы, басни, притчи и т.п. Такой подход к организации воскресных занятий не только интеллектуально развивает младшего школьника, но обогащает его духовно-нравственную сферу. Ведь все литературные тексты анализируются через призму христианской нравственности (например, через рассмотрение действия и поступки библейских персонажей или святых и их последствий). При таком подходе младший школьник усваивает опыт решения различных проблемных ситуаций не прямо, а опосредованно, то есть не через себя (не через лицедейство), а от лица литературного персонажа. Это позволяет развивать «умение отличать мир представлений, воображения действительности от реального мира» [1].

Полученный таким образом опыт эмоционального переживания закладывает основу для правильного развития чувств, что формирует и способность к адекватной самооценке, умению сознательно управлять своим поведением в конфликтных ситуациях и распознавать (понимать) эмоциональные состояния других людей по их поведению. Иначе говоря, «у детей развивается произвольность, особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, взаимоотношения с людьми, природой» [1].

Театрализованная деятельность способствует развитию «умных чувств», которые мотивируют младшего школьника на сознательное самостоятельное творчество. Творческий человек в коллективе всегда приятен для общения, поскольку индивидуальное творчество становится условием для социальной адаптации конкретного младшего школьника в классе. Оно способствуют развитию речи путем корректировки коммуникативных качеств, создает ситуацию успеха, ощущение радости и удовлетворенности от позитивного общения с другими детьми и т.д. Таким образом, театрализованная деятельность в условиях воскресной школы становится мощным педагогическим средством развития адаптивной способности – приспособляемости младшего школьника к новому школьному социуму, причем данная способность развивается на духовнонравственной основе.

Обучение в воскресной школе имеет свои особенности. Первым существенным фактором является неоднородный возрастной состав младшей группы (класса): от 6 до 9 лет, данная категория именуется в психологии как «младший школьный возраст». Учащиеся должны четко понимать, что в их классе идет полноценный образовательный процесс, а сами они должны проводить соответствующую учебную деятельность, не менее важную, чем в школе.
В такой ситуации в освоении необычного для младших школьников учебного материала могут существенно помочь театрализованные игры. Они способны стать мощным педагогическим средством для адаптации разновозрастных младших школьников к новым (не школьным) условиям коллективного взаимодействия, сплоченности класса.

В этой связи педагогу воскресной школы необходимо иметь четкие представления, какие конкретные игровые формы и элементы можно использовать на уроках, чтобы младший школьник воспринимал образовательный процесс не как игру-развлечение. Только серьезное отношение к учебной деятельности обеспечивает высокую адаптивность ребенка.

В театральной педагогике выделяются несколько видов театрализованных игр: игры-драматизации, ролевые игры, инсценировки и др.

Игры-драматизации – один из видов игры как формы реализации театрализованной деятельности. Они строятся на основе готового литературного текста: басня, притча, поучительный рассказ, сказка, стихотворение и другие жанры нравоучительной литературы. Эти жанры практически всегда полагаются в основу создания школьных мини-спектаклей, сценок, инсценировок, приуроченных к разным праздникам православного календаря. Содержание перечисленных выше нравоучительных литературных жанров часто уже знакомо младшему школьнику. Знакома и сюжетная схема, и логика развития события. Игры-драматизации, основанные на жанрах нравоучительной литературы, позволяют коллективно вносить младшим школьникам в знакомые сюжеты собственные корректировки, вводить в состав сценки новых персонажей, а также раскрывать их образы (характерные психологические, обобщенные черты) с помощью целого комплекса средств театральной выразительности: мимики, интонации, жестов и др. Такой педагогический прием далек от лицедейства и позволяет решать многие воспитательные духовно-нравственные задачи без морализаторства.

Достоинством игр-драматизаций является и то, что в условиях воскресной школы они могут исполняться как без зрителей, так и в сценическом (концертном) исполнении. Например, разыгрывание сюжета какой-то притчи может быть использовано на конкретном уроке для закрепления программного учебного материала. Организовать игру-драматизацию, как правило, сами младшие школьники не могут. Поэтому большую роль здесь играет учитель, в задачу которого входит и привлечение к спектаклю (сценке) родителей.

Близкой по своей сути к игре-драматизации является ролевая игра, их различие заключается в следующем. В игре-драматизации использование импровизации ограничено самим литературным сюжетом, отступление от которого превращает сам сюжет в новое литературное произведение. Импровизация же предполагает коллективное творчество: новый герой или герои вводятся в готовый литературный сюжет по коллективному решению. Поводом здесь является, например, то, что проболевший некоторое время ребенок не смог участвовать в подготовке сценки. Но в условиях воскресной школы он обязательно должен быть включен в спектакль. В ролевой игре импровизационный – личностный – момент превалирует. Дидактическая и воспитательная ценность этой игры заключается в том, что она может «научить» младшего школьника основам общения в новом коллективе через личное творчество.

Ролевая игра моделирует события или определенные ситуации, происходящие между людьми, поэтому ее участники получают возможность не только разыграть определенную сцену, «проигрывая роли отдельных персонажей, участвующих в ситуации, но и поменяться ролями и предложить свои варианты решения поведения в рамках каждой из них» [2]. Важно, что результатом игры является совместное обсуждение, в ходе которого «определяется адекватность предложенных различными участниками вариантов решений» [2]. Иными словами, ролевая игра помогает просмотреть и сравнить «несколько индивидуальных вариантов проигрывания одной и той же роли в заданной ситуации» [2].

Таким образом, ролевая игра создает условия для понимания не только сущности заданной учителем социально-психологической ситуации, но и содержания тех чувств, мыслей, которые возникали у конкретного младшего школьника по поводу ее решения, формирует умение понимать других людей (эмпатия), их позиции и чувства, а также находить новые формы общения в моделируемых коммуникативных ситуациях.

Театрализованная игра позволяет младшему школьнику относиться к игре как «к ценности человеческой культуры» [2, с. 330], благодаря чему к младшему школьнику приходит понимание того, что игра не только может многому научить, но и помочь стать культурным членом общества. В процессе игры ребенок начинает ощущать себя человеком, которого это общество уважает за доброту, трудолюбие, самостоятельность, ум, творческие способности. Театрализованная деятельность, реализуемая в условиях обучения в воскресной школе через разные виды игр, может способствовать развитию коммуникативных навыков, способности выступать в разных социальных ролях, а значит, умения правильно общаться, строить и выбирать адекватные стратегии поведения, что и является залогом успешной социальной адаптации младшего школьника.

 

Список литературы

1. Максимова, С.М. Театрализованная деятельность – важнейший фактор развития личности дошкольника / С.М. Максимова // Молодой ученый. – 2016. – № 13. – С. 824–826. – URL: https://moluch.ru/archive/117/32334 (дата обращения: 20.05.2020).
2. Мухина, В.С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов вузов / В.С. Марухина. – 4-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 1999. – 456 с.
3. Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. Поучения : собр. писем / святитель Феофан Затворник. – Москва : Правило веры, 2007. – 445 с.
4. Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? : собр. писем / святитель Феофан Затворник. – Москва : Правило веры, 2007. – 338 с.
5. Феофан Затворник, свт. Начертания христианского нравоучения / епископ Феофан. – 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеимонова мон-ря. – Москва : Типо-лит. И. Ефимова, 1895. – 345 с.