Традиция празднования юбилейных дат в системе церковного образования Тамбовской епархии в XIX – начале XX века
В тематической подборке научных статей «Из истории духовного образования на Тамбовщине» предлагаем Вашему вниманию публикацию протоиерея Виктора Лисюнина, в которой рассказывается о том, какие юбилейные даты и каким образом отмечали в XIX – начале XX века в церковно-приходских и воскресных школах Тамбовской епархии. Из текста Вы также узнаете об истории учреждения и деятельности церковно-приходской школы в Покровском приходе города Тамбова.
Для цитирования: Лисюнин В., прот. Традиция празднования юбилейных дат в системе церковного образования Тамбовской епархии в XIX – начале XX века. EDN: DQFPWG // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. – 2015. – № 2. – С. 173–182.
Традиция празднования юбилейных дат в системе церковного образования Тамбовской епархии
в XIX – начале XX века
Протоиерей Виктор Федорович Лисюнин,
кандидат исторических наук,
кандидат богословия,
доцент кафедры богословия, библеистики
и церковной истории
Тамбовской духовной семинарии
Аннотация: В статье на основе документальных источников рассматривается становление традиции празднования юбилейных дат церковно-приходскими школами Тамбовской епархии. Автором приводится описание подготовки и празднования наиболее важных событий Тамбовской епархии в XIX – начале XX века, показывается их активизирующее воздействие на образовательную жизнь на приходах.
Ключевые слова: Тамбовская епархия, церковное образование, юбилейные даты, церковно-приходская школа, Покровский собор, святитель Питирим, М. И. Новочадова.
Роль Церкви как института, ответственного за воспитание и поддержание духовного здоровья паствы, изначально присуща историко-культурному контексту и парадигме формирования и развития русской и российской государственности. Динамичное нарастание модернистских тенденций, расколовшее традиционное русское общество ко второй половине XIX века, закономерно привело к необходимости системных изменений диалога Церкви с обществом, к неотвратимости выбора между реформами и консервативной моделью бытия. Опасность деградации общества, «порчи нравов», таящуюся в недрах реформ, уводящих от воцерковленного образа жизни, хорошо осознавали церковные и государственные власти, единодушно признававшие неразрывную связь между религиозностью и нравственностью.
14 июля 1864 года Александром II было одобрено «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в училищах «следовало обучать и воспитывать детей на религиозных и нравственных основах», отмечалось, что это возможно лишь тогда, когда во всем учебном процессе в качестве учителей и надзирателей будут заняты православные клирики. Все школы имели одинаковую учебную программу, обучали Закону Божию, чтению церковных и гражданских книг, письму, арифметике и церковному пению. Предметы преподавали либо клирики (священники, диаконы), либо псаломщики, либо лица, закончившие семинарии [2, с. 102]. К примеру, в Тамбовском уезде к 1863 году было образовано 9 училищ, из них в Тамбове в 1860 году было образовано сельское приходское училище для детей государственных крестьян. Это училище стало называться Покровским. В 1871 году оно было реорганизовано в начальное народное училище и разместилось в Покровской пригородной слободе. Большая часть наставников училища состояла из духовенства. В 1872 году учителем здесь состоял и Феодосий Муравьев, диакон Покровской церкви [1, с. 22; 26-28].
Последняя четверть XIX века ознаменовала себя значительным расширением системы образования, большая часть которой могла распространяться лишь благодаря активной церковной деятельности, через ее разветвленную сеть церковных приходов, где организовывались церковно-приходские и воскресные школы. Примером сказанному является история появления и деятельности церковно-приходской школы в Покровском приходе. Открыта данная школа была 19 декабря 1885 года в подвальном помещении под главным входом в Ново-Покровскую церковь, где до этого было помещение сторожки, а с 1883 года размещалась певческая комната. Начиналась школа с пятерых детей из беднейших семейств прихода. Священник Иоанн Новочадов, первый заведующий школой, после общей молитвы перед иконой Покрова Пресвятой Богородицы сказал детям: «Отныне да будет Покров Царицы Небесной над вами…», с этими словами школа и начала свой великий образовательный труд. Но это благое начинание в Покровском приходе было делом довольно трудным. Внешний вид школы был невзрачным: небольшие окна с железными решетками, асфальтовый пол, теснота помещения, скудость классной обстановки – все это производило тяжелое впечатление [5, с. 33]. На 10 рублей, пожертвованных церковным старостой С.И. Даниловым, было приобретено три парты и одна классная доска. Надо сказать, что крупных пожертвований в первые годы существования школы не было. С 1887 года Покровская школа стала считаться женской школой, так как все ученики-мальчики были переведены в новооткрытую образцовую школу при Тамбовской духовной семинарии. 19 декабря по старому стилю или 1 января по новому – день открытия школы – считался школьным праздником. Этим днем заканчивалось учение перед праздником Рождества Христова, и у детей начинались каникулы [5, с. 6].
Особыми днями, активизирующими образовательную жизнь на приходах, были юбилейные и торжественные дни, обилие и важность которых в последней четверти XIX века обязывали встречать их с особой подготовкой. В 1888 году таким событием для школы и всей губернии было празднование 900-летия Крещения Руси. Церемония празднования, разработанная консисторией, начиналась в Вознесенском монастыре за сутки до дня памяти святой Ольги, когда епископом Виталием (Иосифовым) освящалось здание новой образцовой школы. Накануне же дня памяти святого Владимира во всех храмах города шли торжественные службы, а 15 июля торжества разлились по всем приходским храмам, площадям и улицами. Жители города с колокольным звоном и крестными ходами направились к Казанскому монастырю, откуда после водоосвящения общий крестный ход направился к новому зданию образцовой школы, находившейся во дворе семинарии, для его освящения. Все прилегающие площади и, главным образом, Покровская площадь вместе с Набережной были заполнены народом, войсками для парада и военными оркестрами. Весь день после этого малиновый звон плыл над городом [4, с. 88]. Проведение праздника вблизи Покровского храма не оставило без внимания и Покровскую школу, ученики которой, будучи у ранней литургии своего храма, потом собрались в школе, где заведующий школой священник Иоанн Новочадов, рассказав о святом Владимире, преподнес им книжки и иконы святого равно апостольного князя Владимира, после чего дети могли наблюдать торжественный парад, проходивший по ул. Набережной.
До 1896 года церковно-приходские школы города Тамбова жили как бы отдельною жизнью одна от другой. Между ними не было никакого общения. Случавшиеся тогда праздники и торжественные дни отмечались каждою школою самостоятельно. В 1896 году церковные школы города Тамбова в первый раз объединяются для общего празднования Святого Коронования их Величества (14 мая). Все школы были собраны в Кирилло-Мифодиевскую церковь на Покровской площади при духовной семинарии. Наряду с другими школами и Покровская участвовала в общем пении Литургии и благодарственного молебна. После службы был торжественный акт в присутствии Преосвященного Александра.
Учителем образцовой школы была прочитана брошюра «День радостный для всей России». Учащимися детьми пропеты были гимны: «Коль славен…», «Славься», «Многие лета» и «Боже, Царя храни!». Хор Его Преосвященства исполнил концерт Бортнянского «Сей день, его же сотвори Господь…», народный гимн «Боже, Царя храни!» (муз. Глинки), «Колена, Россы, приклоните» (муз. Бортнянского). Учащиеся школы читали патриотические стихи: стих. из «Жизни за Царя», Майкова «Манифест», Лермонтова «Бородино», Жуковского «Песнь Русскому Царю», «На могиле императора Александра III», переложение псалма 71-го «Молитва народа о Царе Помазаннике» и стихотворение Майкова на «17 октября 1888 года». Это последнее стихотворение было прочитано ученицей Покровской школы А. Денисовой:
«Отчего сегодня, мама, все звонят в колокола,
И лампадку, словно в праздник, пред иконой ты зажгла?
Разве праздник?» – «Да, мой милый! В этот день потрясена,
Словно громом, Божьим чудом, наша вздрогнула страна…
Ехал Царь с Своей Семьею, поезд вдруг сошел с пути,
Было многим здесь могилу суждено, дитя, найти!
Кровь лилась, стонали люди, смерть была со всех сторон!
Государь с Своей Семьею только Богом был спасен!
Оттого-то ныне праздник, перезвон колоколов,
Оттого-то и лампадку я зажгла у образов…» [5, с. 9–10]
В 1889 году церковные школы города Тамбова торжественно праздновали столетний юбилей со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина. Предварительно, перед днем празднования, было проведено несколько спевок учащихся школ в зале семинарии. 26 мая в кафедральном соборе, Преосвященным епископом Георгием (Орловым) была отслужена панихида при пении учащихся всех школ, после чего в здании Нарышкинской читальни прошел торжественный акт. Были прочитаны биографические сведения об А.С. Пушкине, пелись и читались его стихотворения: «Песнь о Вещем Олеге», «Буря мглою», «Узник», «Сквозь волнистые туманы». Стихотворения читались учащимися всех школ. Ученицами же Покровской школы Поздняковой, Четвертаковой и Вязовой была прочитана наизусть «Сказка о рыбаке и рыбке». Праздник закончился раздачей книг и гостинцев детям.
По временам Покровская школа являлась для пения за молебнами и панихидами к чтимым святыням: в Богородичную церковь – к Тамбовской иконе Божией Матери, в кафедральный собор – к могиле святителя Питирима. Такого рода церковно-певческая активность не оставалась без внимания не только у епархиального начальства, но и в прессе, где неоднократно появлялись доброжелательные отзывы [3, с. 28].
28 июля (ст. ст.) 1898 года праздновалось 200-летие со дня кончины святителя Питирима. Покровская школа в этот день пела позднюю Литургию в своей приходской церкви, а по окончании – панихиду о приснопоминаемом святителе. В этот день отслужена была покровским духовенством Литургия и в Старо-Покровской церкви, как одной из ближайших церквей по времени существования к периоду жизни святителя Питирима [5, с. 15]. После вечерни дети вновь пели панихиду. Затем священник А.М. Савостьянов провел с ними беседу о святителе Питириме и наделил всех учащихся брошюрами о нем.
Наступивший XX век был интересен активизацией образовательной жизни в Тамбовской епархии. В апреле 1901 года в «Церковных Ведомостях» было опубликовано определение Священного Синода о торжественном праздновании церковными школами дня святых первоучителей славян. При участии учителей церковных школ епархиальным наблюдателем А.И. Левочским была составлена программа празднования. На торжественном акте в Нарышкинской читальне было до 800 человек учащихся. После рассказа о святых Кирилле и Мефодии следовало пение детьми гимнов и патриотических песен, которые чередовались с чтением стихотворений. Из Покровской школы ученицы Воинова и Антонова читали стихотворение Плещеева «Дети и птичка», а ученица Богоявленская – стихотворение Жуковского «Утренняя звезда». С этого времени день 11 мая ежегодно стал праздноваться при общем участии всех церковных школ города Тамбова [3, с. 34].
В 1902 году празднование 11 мая имело ту особенность, что вместе с тем соединено было празднование 50-летнего юбилея русских писателей В.А. Жуковского и Н.В. Гоголя, поэтому вслед за Литургией и молебном святым Кириллу и Мефодию 11 мая следовало и служение панихиды по В.А. Жуковскому и Н.В. Гоголю. На праздничном акте звучали преимущественно произведения этих писателей. От Покровской школы читала П. Курточкина стихотворение Жуковского «Выбор Креста» [5, с. 21].
В 1903 году 11 мая в первый раз церковные школы должны были петь при архиерейском служении Его Преосвященства, Преосвященнейшего Иннокентия (Беляева). Вечером в здании Народной читальни состоялся праздничный акт. Пение проходило под аккомпанемент фисгармонии. Ученица Покровской школы А. Крушенская читала стихотворение Стависского «В честь святых Кирилла и Мефодия».
11 мая 1904 года учащиеся церковных школ Тамбова пели при служении Литургии Преосвященным Нафанаилом (Троицким), викарным епископом Козловским. Интересно то, что пение учащихся за богослужением и на бывшем в этот день вечером акте, выполнялось под управлением регента Покровского церковного хора и учителя Покровской церковно-приходской школы Константина Петровича Магнитского. Так как накануне, в 1903 году, было прославление преподобного Серафима Саровского, в конце акта все учащиеся получили из рук правящего Архиерея образки с изображением преподобного Серафима и картинки с изображением событий из его жизни. Здесь же, на акте, ученицей Покровской школы П. Курточкиной было прочитано стихотворение «Святой Старец» о преподобном Серафиме:
Любовью чистою сияя, блаженный старец Серафим
И на земле был житель рая, Христом Спасителем храним,
Его любовь границ не знала, как сын родной, он Русь любил,
И за нее он слез немало в молитвах пламенных пролил.
И кто бы только за советом к нему в пустынку ни ходил.
Радушным, дружеским приветом он души скорбные живил.
И ныне Бог его прославил. Сам Царь с державною Семьей
В его пустыню путь направил с молитвою пламенной, святой.
И сколько там чудотворений Господь пред всеми проявил,
Немых, хромых, с потухшим зрением, как много там он исцелил!
«Вот это солнце, вот оно», – в слезах восторга восклицали
Все те, которые давно, давно его уж не видали.
«Вот это матушка земля с ея прекрасными лугами..,
Прославим, старец, мы тебя своими грешными устами!»
Молись, о Русь, молись, святая, твой покровитель Серафим
Тебя пред Богом поминает, и ты спасешься вместе с ним.
Молись, о Русь, молись, святая, люби безценнаго Царя,
Блаженный старец, дорогая, твой охранитель навсегда.
И вы, малютки дорогие, молитесь старцу всей душой:
Он ваши чувства, ваши мысли поймет, как ваш отец родной.
Молитесь, детки, старец чудный незримо молится за вас
И всем урок дает великий молиться каждый день и час!…[6, с. 581–582]
5 июня 1904 года Тамбов посетил Государь Император Николай II. По распоряжению епархиального начальства все церковные школы города должны были присутствовать при встрече Императора. Школам было назначено стоять по обеим сторонам большой улицы при проезде царственного гостя. Напротив здания Присутственных мест на одной стороне были установлены городские начальные школы, а на другой – церковные. Учащиеся удостоились видеть Царя при следовании Его Величества мимо здания Присутственных мест к кафедральному собору [3, с. 35].
11 мая 1905 года совпало с праздником Преполовения. Литургия в Предтеченском храме Казанского монастыря отслужена была Преосвященным Иннокентием (Беляевым). После Литургии состоялся крестный ход на реку. Учащиеся школы выстроились по сторонам пути следования крестного хода. Так как последние два года были ознаменованы трагической войной с Японией, то учителя Покровской школы для праздничного акта выбрали стихи соответствующего содержания. Ученица среднего отделения А. Егорова прочла стихотворение «Воину-христианину», а ученица старшего отделения А. Семенова – стихотворение «Памяти героя Василия Рябова» [3, с. 36].
В 1914 году в России отмечалось 100-летие со дня рождения великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Учебные заведения активно принимали участие в проведении означенных торжеств. Примером являются сохранившиеся грамоты и похвальные листы с юбилейными изображениями М.Ю. Лермонтова. Тамбовское женское училище Д.А. Пташник, где законоучителями и духовниками многие годы были священнослужители Покровского прихода города Тамбова, специально для празднования юбилея заказало в Одессе похвальный лист, в декорированной раме которого было изображение поэта и сюжеты его известных литературных произведений. Подобным листом награждались в конце учебного года лучшие ученицы училища.
Особым событием этого времени было прославление в 1914 году в лике святых святителя Питирима. При подготовке к торжествам прославления святителя Питирима в Тамбове проводился конкурс по составлению исторических работ и очерков о жизни святителя. В 1913–1914 годах было опубликовано много таких работ. М.И. Новочадова также приняла деятельное участие в составлении жизнеописания святителя. Но, так как уже были написаны достаточно серьезные труды по этому поводу, она поставила перед собой задачу составить такое жизнеописание святителя, которое по своему содержанию было бы доступным детскому восприятию. По всей видимости, эту задачу она выполнила, так как уже в 1913 году ее книга «Великий светильник церкви Тамбовской, Святитель Питирим, чтение для школ и народа» была не просто выпущена в типографии П.С. Москалева, но имела гриф «Издание Тамбовского Кафедрального Собора». Для подготовки учащихся церковных школ города Тамбова к достойной встрече ожидаемого праздника епархиальным наблюдателем А.Е. Андриевским была предложена программа ознакомления детей с жизнью и чудесами святителя Питирима путем чтений о нем в школах, раздачи брошюр о его жизни и икон с его изображением, а также устройства общего чтения для всех церковных школ Тамбова в Нарышкинской читальне с показом световых картин, после чего планировалось провести службу у гробницы святителя Питирима. Данная программа проходила 8 февраля 1914 года, в день поминовения всех усопших. В 11 часов в здании читальни, под руководством епархиального наблюдателя, дети пропели тропарь «Днесь благодать Святаго Духа нас собра», после чего началось чтение. «О жизни и деятельности святителя Питирима и готовящемся его прославлении читала учительница Покровской школы М.И. Новочадова по составленной ею брошюре…» В перерывах хор из учащихся трех школ (Свято-Ольгинской, Покровской и Христорождественской) под управлением диакона Стельмаха стройно исполнил: «Коль славен…»; гимн святителю Питириму «Хоть 215 лет миновало…» (слова Ларина, соло пели три ученицы Покровской школы); «Наша Заступница» (слова Цветкова); «У нас под сводами собора…» (слова Новочадовой). Последние три пьесы были положены на музыку Марии Ивановны Новочадовой. Чтение закончилось пением гимна «Боже, Царя храни!». Из читальни дети стройными рядами направились в кафедральный собор. Здесь председатель Епархиального совета епископ Зиновий обратился к учащимся с назидательным словом, прося их помолиться о приснопамятном епископе Питириме. После чего им у гробницы святителя была совершена панихида. По окончании панихиды дети прикладывались к гробнице святителя Питирима, а Владыка Зиновий каждого школьника одарил изображением Святителя, которые были пожертвованы специально к этому случаю Марией Ивановной Новочадовой [7, с. 240–242]. Как видно, в программе чествования памяти святителя Питирима Мария Ивановна приняла самое деятельное участие. При этом епархиальное начальство, зная ее как неутомимого педагога, способного создать незаурядные методические разработки с применением стихотворных, музыкальных и литературных произведений собственного сочинения, отводило ей не последнюю роль в реализации разнообразных мероприятий епархии.
Неслучайно в годичных «Отчетах о состоянии церковных школ…» ее фамилию не раз можно встретить в первых рядах списков «лиц, наиболее потрудившихся». Известен и факт ее награждения Библией от Училищного совета при Священном Синоде. О признании своего таланта со стороны просвещенных людей того времени свидетельствует и сама Мария Ивановна, что видно из ее сохранившейся записной книжки, где ею упоминается: «по желанию Митрополита Кирилла [Смирнова. – Примеч. авт.] … на ноты М.И. Новочадовой» были положены следующие умилительные стихи о Божией Матери:
Наша Заступница!
О, Богородице! Дево Пречистая!
Жителям бедной земли
Светишь Ты ярче, чем солнце лучистое,
Вечным сияньем любви.
Ты для несчастных Заступница Верная,
Господа нашего Мать.
Ты не гнушаешься нашего скверного,
Тщишься Ты нам помогать…
Ты нам Заступница пред Вседержителем,
Ты утешенье в скорбях.
Нас призываешь Ты к Горным Обителям,–
Чужды нам горе и страх.
Ныне к тебе прибегаем с молением:
Нас от напасти избавь!
В нашем стремлении к Горним селениям
Помощью нас не оставь!
Подобные признания способностей Марии Ивановны Новочадовой свидетельствуют и о высоком уровне образовательного дела в Покровском приходе, начатого ее отцом, протоиереем Иоанном Новочадовым, и в то же время о признании трудов всех тех законоучителей и прихожан, которые под Покровом своей Небесной Заступницы, трудясь на ниве духовного просвещения в учебных заведениях епархии, до конца отдали себя этому поистине благородному «стремлению к Горним селениям». Примеры высокого уровня эффективности локальной традиции духовно-нравственного воспитания и образования вполне органичны многовековой просветительской православной традиции, заложенной первыми веками христианской Руси и поддержанной подвижничеством представителей высоких и рядовых статусов в иерархической системе духовно-нравственного образования и воспитания.
Список литературы:
- Киреев, П. Из истории Тамбовского сельского Покровского народного училища / П. Киреев // Известия Тамбовской учёной архивной комиссии : избранное : в 5 т. – Тамбов, Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2011. – Т. 5. – ISBN 978-5-88934-519-0. – С. 22–30.
- Смолич, И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. : в 9 кн. / И. К. Смолич. – Москва : Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1997. – Кн. 8, ч. 2. – ISBN 5-7302-0828-6 – 799 с.
- Кученкова, В. А. Житие архиереев Тамбовских / В. А. Кученкова. – Тамбов : Компьютерный центр, 1998. – 77 c.
- Лисюнин В. Ф., свящ. Покровский собор города Тамбова и православные традиции / священник Виктор Лисюнин. – Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2013. – 432 с.
- Покровская в г. Тамбове церковно-приходская школа : исторический очерк за 20 лет ея существования / сост. М. И. Новочадова. – Тамбов, 1906. – 55 с.
- Новочадова, М. И. Церковно-школьный праздник / М. И. Новочадова // Тамбовские епархиальные ведомости. – 1904. – № 22. – С. 573–583.
- Чествование памяти святителя Питирима // Тамбовские епархиальные ведомости. – – № 7. – С. 240–242.