Святоотеческое наследие в системе воспитания и образования

Тематическую подборку научных статей открывает публикация заведующего кафедрой филологических  и церковно-практических дисциплин Тамбовской духовной семинарии кандидата педагогических наук Евтихеева Петра Николаевича, в которой автор рассматривает пять принципов православного семейного воспитания, обоснованных современной православной педагогикой XXI века, в поучениях преподобного Амвросия Оптинского.

Для цитирования: Евтихиев, П. Н. Анализ принципов православной педагогики в «Поучениях преподобного Амвросия Оптинского супругам и родителям» // EDN: OSHSOQ // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. – 2019. – № 6. – С. 198–203.

 

Анализ принципов православной педагогики в «Поучениях преподобного Амвросия Оптинского супругам и родителям »

 

Евтихиев Петр Николаевич

кандидат педагогических наук,

доцент, заведующий кафедрой филологических

и церковно-практических дисциплин

Тамбовской духовной семинарии

 

Аннотация. В статье рассматриваются важные аспекты актуальной проблемы устроения и сохранения института семьи в условиях социальной и духовно-нравственной нестабильности общества в конце XIX века. Автор, исходя из эпистолярного наследия преподобного Амвросия Оптинского, обращает внимание на важнейшие составляющие жизни и воспитания человека, на принцип Христоцентричности в наставлениях преподобного старца, на духовную мудрость, а также огромный опыт общения с представителями самых различных сословий, дошедший до нас благодаря письмам и воспоминаниям его современников.

Ключевые слова: Христоцентричность, духовная жизнь, экклезиоцентричность, нравственно-педагогический аскетизм.

 

Преподобный старец Амвросий Оптинский (1812–1891) – один из духовных наставников, оказавших большое влияние на духовную жизнь России XIX века. XIX век – это век общественного раскола, когда стал развиваться конфликт отцов и детей. Это век отхода от принципов православной педагогики. К этим принципам православная антропология относит христоцентричность, экклезиоцентричность, педоцентричность, нравственно-педагогическое взаимодействие и нравственно-педагогический аскетизм. Важно, что еще до научной и понятийно-терминологической их формулировки они разрабатывались в святоотеческом наследии в наставлениях наших святых. В данном случае мы говорим о «Поучениях преподобного Амвросия Оптинского супругам и родителям», где кратко сказано о многом и просто – о сложном. Письма к разным адресатам, опубликованные в «Поучениях…», содержат конкретные советы, в которых так нуждалась Россия конца XIX века и которые актуальны ныне. Примечательно, что сама смысловая подборка писем преподобного имеет внутреннюю логику ранжирования: «О супружестве», «О детях», «В болезни», «Смерть близких», «О добродетельной жизни», «Испытания и искушения», «Хранение благочестия», «Об обидящих и ненавидящих». Проследим, как преподобный Амвросий формулирует базовые принципы православной педагогики в некоторых разделах «Поучений». Нам представляется первостепенность обращения преподобного к институту супружества в разделе «О супружестве» неслучайной. Его состояние (института) было особенно актуальным именно в конце XIX века, когда семья стала разрушаться в результате все возраставших разводов, пьянства супругов, инцестах, наконец, о возникавших браках между православными и иноверцами (католиками). Эти пороки XIX века усиливались миграционными процессами крестьян в город в новую среду, где неизбежно разрушался патриархальный семейный уклад. Супружеское счастье, считал преподобный, должно основываться на страхе Божием: «… тогда только жизнь будет проходить мирно и благополучно, когда мы не будем забываться и забывать Бога, Создателя нашего и Искупителя и Подателя благ временных и вечных. Не забывать же Его – значит стараться жить по Его Божественным и животворным заповедям» [1, с. 5]. Очевидно, что подобное наставление преподобного основывается на принципе христоцентричности, как напоминание и назидание человеку XIX века о всей пагубности разрыва связи с Богом, которое ввергнет его в пучину греха, связанную с отречением от Евангельских заповедей любви к Богу и ближнему. Сохранение этой любви преподобный видел в необходимости разделения между супругами семейных тягот: «Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю» [1, с. 6]. Просто формулируя эту мысль, преподобный пишет, «что и горшок с горшком сталкивается, тем более людям, живущим вместе, невозможно прожить без столкновения» [1, с. 6]. В этой ситуации преподобный ссылается на царя Давида, который «во всю свою жизнь претерпевал семейные расстройства и скорби» [1, с. 6]. Лучшим средством для терпения является молитва (принцип экклезиоцентричности). Соблазны города вводят православных людей в новые искушения, которые также ведут к распаду семьи: «довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животные бесятся» [1, с. 6]. Недопустимость развода преподобный аргументирует словами Спасителя как Первого Учителя: «А Я говорю вам: кто разведется с женою своей, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» [Мф. 5: 32]. Он выступает и против родственных браков, которые ведут к «неизлечимой болезненности» детей.

Счастливый брак, основанный на принципах христоцентричности, экклезиоцентричности – основа успешного воспитания детей (см. раздел «О детях»). Преподобный советует родителям не смущаться того, что они не могут (в силу их образования или социального положения) дать детям «блестящее» образование. Он советует воспитать их в страхе Божием, а также «вкоренить в детях обычай чаще осенять себя крестным знамением» [1, с. 18] перед едой, сном, поездкой и другими бытовыми ситуациями. Он также советует иметь в качестве воспитательницы «хорошую православную русскую няню», которая бы взяла на себя обязанность воспитания детей в страхе Божием. Он пишет о необходимости изучения в домашних условиях Ветхого и Нового Завета, а также догматов, «Православного Исповедования» и др. Большое значение преподобный придает роли родителей, участвующих в подготовке детей к Причастию. Он пишет: «Наставление других действует на ум, а наставление матери – на сердце» [1, с. 21]. Соблюдение принципа педоцентричности, как считает преподобный, также во многом зависит от роли матери, которая в процессе домашнего воспитания использует только ей известные особенности своего чада (возрастные, психологические, физические и др.). Кроме того, преподобный настоятельно рекомендует родителям иногда уступать детям, «снисходя к их характеру, в мелочных делах, когда и где не предвидится вреда» [1, с. 29], в чем отчетливо просматривается принцип нравственно-педагогического взаимодействия, т.е. взаимодействия родителей и детей. Так он пишет: «Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться по сказанному Самим Господом» [1, с. 29]. Родителям вменяется в обязанность спасать своих чад от праздности, побуждая их заниматься чем-то полезным, ибо «праздность есть начало и причина многим порокам и многому злу» [1, с. 32]. Реализации принципа нравственно-педагогического взаимодействия могут помешать разные подходы в воспитании, которые складываются у близких родственников: бабушек и матерей, отца и деда. С этой целью родственники должны специально договариваться между собой о месте, времени, приемах и средствах взаимодействия с детьми, дабы не смущать их своими подходами в воспитании: поощрениях, наказаниях и т.п. Большое внимание уделял преподобный принципу нравственно-педагогического аскетизма родителей, которые должны были показывать пример детям в самых разнообразных жизненных ситуациях, о чем хорошо сказано в разделах «В болезни» и «Смерть близких». Человеческая жизнь невозможна без болезней. Он пишет: «Болезни и неприятные случаи посылаются нам на пользу душе и, прежде всего, к смирению нашему и тому, чтобы вели свою жизнь осмотрительнее и рассудительнее» [1, с. 38]. Не отрицая возможности и пользы медицинского лечения, преподобный был уверен в том, что причины болезней имеют духовную природу и происходят «от тревожного состояния души» [1, с. 42]. И здесь родители должны показывать детям пример терпения, смирения и использование самого действенного способа – молитвы к Богу. Болящий родитель должен показать пример нравственно-педагогического аскетизма постом в болезни, в котором надо поступать в соответствии с совестью и сознанием при выборе пищи, которая «должна быть питательная и удобоваримая вашим желудком» [1, 46]. Важно в такие моменты собороваться: «Тайна Соборования многих безнадежно больных воздвигала от одра» [1, 50]. Нравственно-аскетический пример должны показывать родители детям и при подготовке к смерти, которую дети часто воспринимают как окончание самой жизни. Ссылаясь на Иоанна Лествичника, он пишет: «Мысль о смерти великую пользу приносит христианину» [1, с. 60]. Он советует начать приготовление с написания завещания, где указываются наследники. Он напоминает об обязательной молитве за усопших и их поминовении в дни, отведенные Церковью, и милостыню за них. Для ребенка этот пример – хороший урок непрерывности действия принципа экклезиоцентричности на всех этапах человеческой жизни.

Много практических советов дает преподобный по проблеме подкинутых детей, их усыновлении, воспитании: «…постарайтесь дать ему христианское воспитание, а при этом и образование, не высокое и блестящее, а потребное к делу» [1, с. 16]. Сказанное выше позволяет сделать следующие выводы. Взгляды старца во многом сложились благодаря духовной мудрости, а также огромному опыту общения с представителями самых различных сословий, дошедшему до нас через его эпистолярное наследство: письма, адресованные духовным чадам под названием «Поучения преподобного Амвросия Оптинского супругам и родителям». Все советы преподобного проистекают из пяти принципов православного семейного воспитания, обоснованных современной православной педагогикой XXI века, хотя и не имеют терминологического научного оформления в тексте самих писем.

 

Список литературы

 

  1. Амвросий Оптинский, прп. Поучения супругам и родителям / преподобный Амвросий Оптинский. – Москва, 2013 – с. 176.