Из истории Тамбовской духовной семинарии

Тематическую подборку научных публикаций «Из истории духовного образования на Тамбовщине» продолжает статья митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия, в которой представлен анализ образовательной системы высшей духовной школы накануне и в период реформ духовных учебных заведений 1808–1818 годов.

Для цитирования: Феодосий (Васнев С. И.), митр. Тамбовский и Рассказовский. Тамбовская духовная семинария накануне и в период реформ духовных учебных заведений 1808–1818 годов. EDN: XIPTFZ // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2015. № 2. С. 112–121.

 

Тамбовская духовная семинария накануне и в период реформ духовных учебных заведений 1808–1818 годов

 

Митрополит Тамбовский

и Рассказовский Феодосий

доктор теологии, кандидат богословия,

ректор Тамбовской духовной семинарии

 

Аннотация. Статья посвящена одному из старейших православных богословских образовательных учреждений Тамбовской области. Автор описывает образовательную систему духовного учебного заведения до реформ. В статье подробно представлены реформы 1808–1818 гг. в Тамбовской духовной семинарии.

Ключевые слова: семинария, епархия, учебное заведение, епископ, реформа, указ.

Духовные учебные заведения появились в России в царствование императора Петра I. При императрице Анне Иоанновне, в 1730 году, они стали называться духовными семинариями [1, с. 145]. На протяжении всего XVIII века заботы об открытии духовных школ и попечение о них лежали на епархиальных архиереях. Деятельность семинарий определялась «Духовным регламентом», который «в течение всего XVIII столетия вплоть до XIX века и даже после школьной реформы 1808–1814 гг. служил для Святейшего Синода и епископов основой их взглядов на систему духовного образования» [3, с. 393].

Специального центрального органа управления духовно-учебными заведениями, подобного современному Учебному Комитету при Священном Синоде, в этот период фактически не было. На епархиальном уровне общее управление семинариями осуществлялось через административный орган – духовную консисторию. Единых учебных планов не существовало. Учебные курсы не во всех семинариях имелись в полном объеме. Все это не способствовало нормальному развитию духовного образования и отражалось на состоянии семинарий, которых в 1764 году в империи было двадцать шесть.

В России не раз предпринимались меры по устроению духовных школ согласно требованиям времени. 11 ноября 1798 года, в царствование императора Павла I, был издан указ, в котором предписывалось «отныне впредь, для образования в науках никого в другие училища не посылать, и равно в светские команды» [5, с. 139].

Таким образом, окончательно был закреплен статус духовных семинарий как сословных учебных заведений, а дети духовенства обязывались обучаться именно в семинариях. Указ содержал ряд пунктов, регулирующих учебный процесс. Он определял: «Вместо читаемой риторики Бургиевой, изъяснять новоизданную … Внимание малолетних учеников, по крайней мере, до синтаксимы, многими предметами не обременять … Поелико усмотрено, что в некоторых семинариях знание латинского языка пришло в упадок, то … в семинарии до философии нужно упражняться в переводах Цицероновых … Ученики самых низших классов должны научаться прежде сокращенному катехизису, а потом пространному… [Чтобы] все ученики сверх школьной мудрости исправно читали по церковным книгам и пели при службе Божией» [5, с. 141]. Было также предписано, чтобы воспитанники приобретали «нужные сведения сельской и домашней экономии и имели бы понятия о врачевании болезней», следовало также «заставлять учеников в свободное время читать книги, к тому служащие: посылать учеников по очереди в помощники лекарьскому ученику» [5, с. 141]. Помимо положений по улучшению учебного курса, в указе содержались такие требования: «При каждой семинарии открыть лазарет, в коем присутствовать лекарю и лекарьскому ученику, а приход и расход сумм, потраченных на содержание семинарии записывать в специальную шнуровую книгу, выдаваемую ежегодно духовной консисторией» [5, с. 142].

Положения указа 1798 года были приняты к исполнению и в Тамбовской семинарии. 11 января 1799 года после водосвятного молебна было торжественно открыто семинарское правление – орган управления семинарией, состоящий из ректора, префекта и эконома. Если ранее управление осуществлялось через семинарскую экспедицию, получавшую указания непосредственно из консистории и не являвшуюся органом коллегиального управления, а скорее канцелярией, не имевшей своего здания, то теперь семинарское правление получило отдельное помещение, где его члены регулярно проводили заседания, обсуждая проблемы семинарской жизни и принимая по ним согласованные решения, которые затем представлялись на рассмотрение и утверждение епископа.

 Указ 1798 года являлся необходимым деянием, предпринятым с целью упорядочить учебно-воспитательный процесс и многие аспекты жизни духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. «Некоторые историки духовных школ видят в этом указе 1798 г. начало централизации управления духовными училищами и создание единой духовно-учебной системы, но начало это было формальное. В реальности семинарии продолжали жить под руководством епархиального начальства» [4, с. 49].

Все предметы, которые преподавались в это время, делились на два вида: ординарные, то есть те, которые необходимы для изучения в первую очередь, и экстраординарные или, говоря со временным языком, факультативные. В общем виде учебный курс в Тамбовской семинарии выглядел следующим образом. Первый класс назывался «проформа». В нем изучались сокращенный катехизис, чистописание, правописание, правила для учащихся, русская грамматика, первоначальные латинские слова и латинская грамматика. Второй класс имел название «инфима». Его составляли следующие предметы: сокращенный катехизис, право писание, русская грамматика, Священная история, домашние латинские разговоры, латинская грамматика. В третьем классе – «синтаксисе» – изучались пространный катехизис, школьные разговоры на латинском языке, русская грамматика, всеобщая история на латинском языке, правописание. С этого класса строго наблюдали, чтобы ученики разговаривали между собой только на латыни. Четвертый класс – «поэзия». Ученики изучали пространный катехизис, книгу о должностях человека и гражданина, русскую поэзию, латинскую поэзию, чтение и перевод с латинского на русский язык. Пятым был класс «риторики». В нем проходили толкование воскресных и праздничных евангелий, русскую риторику, латинскую риторику, логику. В шестом классе – «философии» – преподавались такие предметы, как история философии, логика, метафизика, моральная философия, естественная история, физика, изъяснения евангелий. В седьмом классе «богословия» изучались следующие дисциплины: краткая всеобщая церковная история, герменевтика, догматическо-полеми ческое богословие, пасхалия, чтение Священного Писания с изъяснением, кормчая книга, книга о должностях приходского священника, толкование Апостола. В этом классе по очереди составляли и читали проповеди [6, с. 420]. Можно заметить, что большое внимание в учебном курсе семинарии уделялось изучению латинского языка. По воспоминаниям выпускников семинарии, изучение этого языка достигало такого уровня, что ученики старших классов не только могли говорить на латыни, но писать и переводить с латинского. Помимо ординарных предметов существовали экстраординарные: арифметика, география, библейская история, всеобщая и русская гражданская история, математика, математическая география, рисование, нотное пение, греческий, французский и немецкий языки. По итогам года всех учеников по успеваемости делили на три разряда. Окончивших по первому разряду называли «сенаторами», по второму – «populus» – хорошо успевающие, по третьему – «infimus populus» – неспособные ученики. Помимо семи основных классов в семинарии существовал так называемый «заправный» класс, в котором обучались безграмотные ученики возрастом от 8 до 14 лет.

В 1803 году по указу Святейшего Синода при всех семинариях, в том числе и при Тамбовской, стали открывать русские школы. Курс состоял из пяти лет обучения и включал в себя следующие предметы: краткий и пространный катехизис, русскую грамматику, чтение на русском и славянском языках, краткую Священную историю, церковный устав, нотное пение, географию, книгу о должностях человека и гражданина. Однако в Тамбовской семинарии не было возможности преподавать все указанные предметы, и поэтому ограничились чтением, письмом, кратким катехизисом, краткой Священной историей, церковным уставом и пением. В 1803 году в русской школе при семинарии обучалось шестнадцать человек.

В Тамбовской духовной семинарии в начале XIX века имелись недостатки в учебной системе. Ее учебный курс был таким: русская школа, «заправный» класс, низший грамматический класс, высший грамматический класс, класс риторики, класс философии, класс богословия. Не существовало переходного класса от низшего к высшему. Вовсе не было класса «поэзии». Кроме того, в семинарии не изучали гражданскую историю, кормчую книгу, на низком уровне находилось изучение французского и немецкого языков; некоторые предметы начинали изучать очень поздно, другие – слишком рано [8,с. 9]. Огромные трудности испытывала семинария и в плане материального обеспечения учеников и наставников. Хотя общее содержание семинарии в 1798 году увеличилось до 3500 рублей, этих денег едва хватало на содержание казеннокошт ных воспитанников и выдачу минимального жалования преподавателям. Проживание в губернском городе на такое жалование было особенно трудным для семейных преподавателей семинарии. Например, учитель философского класса получал жалование всего 100 рублей в год, а учитель «заправного» класса – 60 рублей.

Существовавшие к началу XIX века в системе духовных учебных заведений проблемы, и прежде всего несовершенная система управления школами, отсутствие единой учебной программы, недостаток квалифицированных педагогических кадров и низкая материальная обеспеченность семинарий, требовали принятия кардинальных решений.

Начало общей реформы духовных школ в Российской империи было положено указом императора Александра I. 29 ноября 1807 года он создал особый Комитет об усовершенствовании духовных училищ. К июню 1808 года на основании проделанной работы Комитет составил итоговый документ – «Начертание правил об образовании духовных училищ и о содержании духовенства при церквах». В нем были сформулированы основные принципы реформы. В том же 1808 году при Святейшем Синоде была учреждена Комиссия духовных училищ, разработавшая в 1814 году Устав духовно-учебных заведений, который в целом не менялся вплоть до 1867 года.

По данному уставу три старших класса прежних духовных семинарий – богословие, философия и риторика – составили новую семинарию, которая стала средним духовным образовательным учреждением, состоящим из трех отделений с двухлетним обучением в каждом. Низшие классы были отделены от семинарии и составили систему начального духовного образования, вполне самостоятельную в своем управлении, но с сохранением внешнего контроля со стороны правления Тамбовской духовной семинарии.

В период проведения в жизнь реформ духовно-учебных заведений Тамбовской епархией управлял епископ Иона (Васильевский). После своего назначения в Тамбов в 1811 году он энергично взялся за дело преобразования семинарии. Пристальное внимание архипастырь обратил на руководящий состав и педагогов семинарии, которые, как ему представлялось, не отвечали предъявлявшимся к ним требованиям. Из Калужской епархии, откуда епископ был родом, он вызвал архимандрита Лихвинского монастыря Иасона (Никольского), преподавателя риторики в Калужской семинарии, и в январе 1813 года назначил его ректором Тамбовской семинарии. Надзиратель Калужских духовных училищ Иван Поликарпович Соколов с 3 января 1814 года занял в Тамбовской семинарии должность префекта вместо Михаила Кадомского, которого перевели в гражданское ведомство. В том же году И.П. Соколов был пострижен в монашество с наречением имени Николай. В 1819 году его возвели в сан архимандрита Шацкого Никольского Чернеева мужского монастыря с оставлением в должности префекта семинарии.

Епископом Ионой в семинарии были введены следующие изменения. Он отменил положение, когда управляющий епархией лично экзаменовал детей духовенства перед поступлением в духовную школу. Эта обязанность возлагалась на семинарское правление, которое после принятия вступительных экзаменов предоставляло на утверждение епископа список поступивших учеников. Вместо каждодневных докладов о состоянии семинарии учреждались месячные ведомости, составлявшиеся семинарским правлением на основании наставнических рапортов. С апреля 1815 года к этим ведомостям на рассмотрение архиерея прилагались по два сочинения и по два перевода от каждого класса, возвращавшиеся затем ученикам с архиерейской оценкой. По указанию епископа Ионы в семинарии с 1812 года стали преподавать мордовский язык. Данное решение было обусловлено наличием в епархии большого количества говоривших на этом языке и проживавших в основном в Темниковском, Спасском и Шацком уездах.

Преобразование учебного курса в Тамбовской духовной семинарии по уставу 1814 года началось в 1818 году. Все семинарии Российской империи были распределены на четыре округа, во главе которых стояли духовные академии. Тамбовская семинария относилась к ведению Казанской духовной академии. Количество преподаваемых наук в семинарии увеличилось. Интереснее и живее стало само преподавание. 10 сентября 1818 года из академии прислали трех новых наставников, прошедших полный курс обучения по программе преобразованной академии. Новым молодым наставникам, ставшим первыми преподавателями Тамбовской семинарии с академическими учеными степенями, поручили преподавать по два предмета. Они были достаточно хорошо подготовлены и оказались способными выполнить обновленную семинарскую программу и нести дополнительные нагрузки. Один из них – магистр Димитрий Соколов – преподавал математику и еврейский язык и вместе с тем исполнял обязанности секретаря правления семинарии. Став священником, он, сохранив свои прежние должности, кроме секретарской, в 1819 году был возведен в сан кафедрального протоиерея. Кандидат богословия Феодор Райский, через некоторое время постриженный в монашество с именем Филарет, обучал семинаристов церковной истории и немецкому языку, а у кандидата богословия Алексия Колоколова, который вскоре сменил Димитрия Соколова на секретарской должности, ученики низшего отделения слушали гражданскую историю и риторику.

Реформа 1814 года затронула не только учебный процесс. По новому уставу значительно увеличилось жалование начальствующих и наставников. Ректору архимандриту Иасону вместо 350 руб. было назначено 450 руб. Инспектору и ректору Тамбовского уездно-приходского училища иеромонаху Николаю (Соколову) вместо 300 руб. было положено 800 руб. Профессору Д. Соколову с секретарской должностью установили 750 руб. Учителю Райскому на должности библиотекаря полагалось 650 руб. Учителю Колоколову – 800 руб. Столько же стал получать преподаватель греческого языка Никита Вяжлинский, которому прежде за русский класс платили только 90 руб. Позднее Н. Вяжлинский принял монашество с именем Никанор и стал инспектором семинарии в сане архимандрита.

Значительные нововведения в учебной части и увеличение материального содержания Тамбовской духовной семинарии положительно повлияли на повышение уровня знаний выпускников и способствовали повышению авторитета семинарии среди местной знати. Интересен факт, замеченный современником, который писал: «Ученики семинарии, слушавшие уроки у новых наставников, были разбираемы на расхват не только купцами, но и дворянами в домашние учителя. Знаменитые в то время помещики Ознобишин, Новиков, Болотников, Чичерин и другие вверяли воспитание детей своих воспитанникам семинарии» [2,с. 187].

Реформа образования дала возможность создать новые духовные училища. Первое такое училище было открыто в г. Темникове в 1814 году в доме протоиерея Асинкрита Иванова на средства благотворителей. В 1815 году училище открыли в г. Елатьме при упраздненном Успенском монастыре; в марте 1815 года – в г. Шацке; в сентябре 1815 года – в городах Лебедяни и Борисоглебске. По новому уставу духовные училища были двух уровневые: первый уровень – низшие приходские и второй уровень – высшие уездные. В 1818 году Борисоглебское и Елатомское училища преобразовали в приходские, а Шацкое и Лебедянское стали уездными.

В Тамбове духовное училище было открыто в 1818 году. Со времени своего основания оно находилось в здании Тамбовской духовной семинарии и имело большое количество учеников. В 1824–1825 годы в нем обучалось 872 воспитанника. После того как училище в 1826 году разделили на две части: приходское и уездное, количество учащихся увеличилось до 1003. В 1832 году для училища был приобретен дом для классов на берегу реки Цны по Киркиной улице (ныне ул. А. Бебеля). Епископ Арсений (Москвин) в 1840 году уговорил помещицу Е.А. Андреевскую пожертвовать Тамбовскому духовному училищу деревянный дом на берегу реки Цны по Тезиковской улице, где разместилось общежитие. Таким образом, после 1840 года Тамбовское духовное училище обрело статус самостоятельного учебного заведения.

Духовных училищ для такой обширной епархии, как Тамбовская, явно не хватало. Их финансирование оставалось крайне скудным и часто зависело от помощи благотворителей. Например, адмирал Ф.Ф. Ушаков пожертвовал на содержание Темниковского духовного училища 500 руб. Училища в уездах отличались немногочисленностью учеников и очень скромными возможностями для обучения и проживания. Поэтому родители стремились отдавать своих детей в Тамбов, где бытовые условия и уровень преподавания были лучше. Это привело к переполнению училища. В 1837–1838 годы в нем обучалось 1200 человек, по 150–200 человек в каждом классе.

Система начального духовного образования в Тамбовской епархии окончательно сформировалась к 1851 году. К этому времени были закрыты Темниковское, Лебедянское и Елатомское духовные училища и открыты Липецкое училище в 1829 году и 2-е Тамбовское духовное училище в 1851 году вместо Лебедянского. Таким образом, к 1850-м годам приходские и уездные училища объединились и существовали как единое целое и именовались духовными училищами. В Тамбовской епархии таких училищ было четыре: два в губернском центре Тамбове и по одному в Липецке и Шацке [7, с. 207–217].

Духовные училища делились на три отделения – низшее, среднее и высшее – с двухлетним сроком обучения в каждом классе. В низшее отделение поступали ученики в возрасте 7–8 лет. В первый год они изучали чтение на русском и церковно-славянском языках, чистописание и нотное пение, а на второй год – сокращенный катехизис, начальную российскую грамматику, арифметику и чтение. В среднем и высшем отделениях училищ изучали пространный катехизис, церковный устав, российскую и славянскую грамматику, арифметику, начала латинского и греческого языков, церковный обиход, партесное пение, Священную историю, географию.

В основном реформы духовно-учебных заведений в 1808– 1818 годах благотворно повлияли на состояние духовного образования в епархии. В результате реформ Тамбовская духовная семинария, сохранившая лучшие традиции дореформенной школы, получила качественное обновление всех сфер жизни. В семинарии была сформирована последовательная стройная система духовного образования и управления, усовершенствован учебно-воспитательный процесс, значительно улучшилось содержание семинарии и материальное положение преподавательского состава.

Вместе с тем по-прежнему имелись недостатки в учебно-воспитательном процессе и в методике преподавания, ощущалась нехватка подготовленных кадров и, как результат, преподавание одним педагогом нескольких предметов; оставалась проблема материального обеспечения духовных школ и бытового устройства семинаристов. Ответы на эти вопросы предстояло дать авторам реформ духовных школ во второй половине XIX века.

 

Список литературы

  1. Знаменский П. В., прот. Духовные школы в России : до реформы 1808 года / П. В. Знаменский. – Санкт-Петербург : Коло, 2001. – 799 с. – ISBN 5-89740-055-5. – Текст : непосредственный.
  2. Хитров Г. В., свящ. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / составлено священником Георгием Хитровым. – Тамбов : В типографии К. И. Закржевского, 1861. – 340 с.
  3. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700– Кн. 8, ч. 1 / И. К. Смолич. – Москва : Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1996. – 799 с. – ISBN 5-7302-0794-8. – Текст : непосредственный.
  4. Сухова Н.Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы : 2-я половина XIX в. / Н. Ю. Сухова. – Москва : Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2006. – 628 с. – ISBN 5-7429-0133-X. – Текст : непосредственный.
  5. Тамбовские епархиальные ведомости. – – № 4. – С. 139–149.
  6. Тамбовские епархиальные ведомости. – – № 5. – С. 420.
  7. Тамбовские епархиальные ведомости. – – № 5. – С. 207–217.
  8. Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX в. : в 2 т. / Б. В. Титлинов. – Вильно, 1909. – Т. 1. – 383 с.